РАТА-новости
Польша санатории гиф
 
ТурТрансВояж с 28 марта 2019
 
Мостурфлот
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Хорватия с 11 марта
 
 
 
Ванд Китай
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Апрель
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№4581Туризм как локомотив несырьевого экспорта

Туризм как локомотив несырьевого экспорта


АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) готовит предложения по увеличению экспорта услуг, в том числе в сфере туризма. Основанием для этого стала поставленная президентом РФ задача увеличить до $100 млрд экспорта услуг образования, здравоохранения, транспорта и туризма. Это может привести к принятию Правительством РФ соответствующего национального проекта.

 

РЭЦ – это государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. Взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, а также сотрудничество с ключевыми отраслевыми и деловыми организациями позволяют РЭЦ совершенствовать условия ведения экспорта в России и нивелировать действие существующих барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

 

Сегодня совокупный экспорт по статьям платежного баланса РФ «Транспортные услуги» и «Поездки» составляет $28,8 млрд. Из них на поездки приходится $8,9 млрд, в том числе $4,2 млрд на деловые и $4,7 млрд на личные.

 

При этом дефицит платежного баланса по статье «Поездки» составляет $22,1 млрд – на столько больше россияне вывозят валюты за рубеж по сравнению с тем, сколько ввозят к нам иностранцы. Правда, дефицит этот за годы экономического кризиса и последующей стагнации сократился почти вдвое: в 2013 г. он составлял $41,5 млрд. Но увеличился в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 37%, что свидетельствует о тенденции выхода выездного туристического рынка из кризиса.

 

 

Динамика показателей платежного баланса РФ по статье «Поездки»

(млн. долларов)

 

Со странами, не входящими в СНГ, дефицит по статье «Поездки» платежного баланса составляет $24,6 млрд. А вот со странами СНГ, наоборот, Центробанк фиксирует профицит в размере $2,5 млрд при объеме экспорта $3,6 млрд.

 

В общем, задача поставлена непростая. И решить ее применительно к увеличению объемов реализации услуг иностранным гражданам, посещающим страну с туристическими целями, возможно при выполнении следующих основных условий.

 

1. Увеличение предложения нерезидентам товаров, услуг и турпродуктов, конкурентоспособных по соотношению цена/качество с зарубежными аналогами.

 

2. Строительство и реконструкция коллективных средств размещения (КСР) в объеме, необходимом для удовлетворения спроса на соответствующие качественные услуги в период высокого сезона. Предоставление налоговых льгот и иных мер стимулирования инвестиций в создание современных отелей, санаториев и других КСР.

 

3. Развитие туристической инфраструктуры и сервисов, обеспечивающих комфортное пребывание иностранных туристов в России: мультиязычные навигации, тематические порталы и мобильные приложения, ТИЦ, парковки для туристических автобусов, торговля tax free и др.

 

4. Упрощение визового режима вплоть до его отмены, прежде всего, с экономически развитыми странами, безопасными с точки зрения нелегальной трудовой миграции.

 

5. Развитие группового безвизового обмена со странами, где активный процесс формирования среднего класса стимулирует рост выездного туризма – по аналогии с соответствующим действующим соглашением между Россией и Китаем.

 

6. Расширение доступа иностранных авиакомпаний на российский рынок воздушных перевозок, в том числе практики введения в российских международных аэропортах режим open sky.

 

7. Повышение эффективности антимонопольного контроля за процессами ценообразования на авиатопливо и тарифов на обслуживание воздушных судов в аэропортах.

 

8. Снижение ввозных таможенных пошлин на туристические автобусы с двигателями Евро 5 и Евро 6, а также на другие транспортные средства, активно используемые, в том числе в сфере экологического и спортивного туризма.

 

9. Создание и реализация эффективной программы продвижения России и ее регионов на мировом туристическом рынке.

 

10. Совершенствование системы налогообложения в сфере туризма.

 

12. Выделение необходимого количества бюджетных мест в вузах для подготовки гидов с редкими языками с учетом расширения географии въездных турпотоков.

 

13. Совершенствование статистики туризма, в том числе качественного учета туристического экспорта товаров и услуг в составе платежного баланса России.

 

Если кому-то эти предложения кажутся слишком общими, то заметим, что РСТ неоднократно их конкретизировал – например, по теме совершенствования налогообложения. Кроме того, мы не раз добивались реальных результатов и по другим вопросам, в том числе по введению 72-часового безвизового въезда в страну круизных пассажиров, а затем и пассажиров морских паромов, обнуления ввозных пошлин на туристические автобусы и др.

 

В любом случае, надо учитывать, что лишь комплексное выполнение перечисленных условий обеспечит не только динамичный, но, что очень важно, устойчивый рост туристического экспорта, причем не только услуг, но и товаров, приобретаемых иностранными туристами. Но если предложение качественного турпродукта будет отставать от спроса на поездки в Россию, неизбежен рост цен на туруслуги и снижение конкурентоспособности страны на мировом туристическом рынке уже в среднесрочной перспективе.

 

Кроме того, важно динамичнее расширять географию въездного туризма. А то львиная часть международных туристических прибытий приходится сейчас на Москву и Санкт-Петербург.

 

 

Численность иностранных граждан,

размещенных в коллективных средствах размещения

2017 г.

 

Добиться значительных результатов в увеличении туристического экспорта существенно проще, чем, например, в образовании и здравоохранении. Тем более что рост турпотоков напрямую увеличивает экспорт транспортных услуг. Но для этого инвестиции в развитие индустрии гостеприимства должны получить незамедлительную и мощную господдержку – как, например, в сельском хозяйстве. Тогда туризм, который называют локомотивом экономики, потащит за собой и все смежные отрасли.

 

Сергей Шпилько, президент РСТ, специально для RATA-news


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал РБ 2019
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100