Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Хостелы: маленькие гиганты большого бизнеса?

09:55, 21 августа 2012

Хостелы малы по размеру, но не по значимости. Сейчас много внимания уделяется притоку туристов в города, а без экономичных средств размещения никакие усилия по привлечению гостей успехом не увенчаются. Неудивительно, что на круглом столе в рамках проходившей в «Гостином дворе» конференции для отельеров, эта тема вызвала бурные дебаты.

О чем свидетельствует статистика? Примерно 5% российского турпотока составляют сегодняшние или вчерашние студенты. И они не могут останавливаться в международных сетевых отелях. К тому же, им нужны не просто демократичные условия размещения, а общение, обмен впечатлениями. Хостелы предоставляют такую возможность.

Один за другим открываются подобные объекты в самом центре столицы. Цены в Москве вполне сравнимы с зарубежными: в Европе сутки проживания в хостеле стоят €10-20, в США – $10-20, в Москве – 400-900 рублей. А с учетом дешевизны размещения, места в них, благодаря сарафанному радио, заполняются еще до официального старта продаж. Так что вопрос обеспечения загрузки не стоит.

Но и сложностей в этом бизнесе немало. Недостаточно переоборудовать жилое помещение в хостел, еще нужно придать ему легальный статус, прописать стандарты. А с этим уже проблемы. Не так давно анонсирован государственный контракт на экспертизу нормативной базы, затрагивающей этот вид предпринимательской деятельности. Однако четких нормативов, позволяющих доказать – это хостел, а вот это обычное общежитие, по большому счету, пока нет.

Давно обсуждается вопрос о включении хостелов в перечень средств классификации. Возможно, имеет смысл отделить их и от гостиниц, и от арендуемого жилья. Отельеры искренне надеются, что к концу 2012 года какая-никакая определенность в этом вопросе появится.

Ну а пока в России действуют общественные объединения хостелов, лоббирующие их интересы. Не так давно одно из них официально зарегистрировалось как некоммерческое партнерство «Лига хостелов». По словам ее председателя Ивана Ксенофонтова, целями организации, в которую в мае 2012 года входило 13 объектов, является продвижение их в среде российского потребителя и взаимодействие с органами власти.

 

Иван Ксенофонтов: «Хостелы многие выбирают ради тусовки». Как отметил г-н Ксенофонтов, нет смысла сравнивать такие средства размещения с гостиницами. Под формат хостелов, предполагающих многоместное размещение, подходят и общежития, и квартиры. Штат минимален, инвестиции и затраты на рекламу – тоже. Все это позволяет предоставить место для ночлега в центральных районах в 5-10 раз дешевле, чем в любом отеле. В свете этого особых претензий по качеству белья и занавесок на окнах постояльцы не предъявляют. А вот клиентура растет постоянно.

Хостелы в мире существуют уже более 100 лет; основной контингент постояльцев – студенты и бэкпэкеры. В Европе в таких объектах проживает 10-13% туристов. Основные их преимущества:

– дешевизна: за €200-300 можно жить две недели, а сэкономленные деньги потратить на экскурсии, театры, музеи и рестораны;

– активное общение постояльцев между собой, что позволяет завести друзей, найти компанию для поездки на экскурсию, услышать ценные советы о том, как получше исследовать город;

– минимум формальностей: заселился, оплатил, получил ключик от шкафа – и, кроме обязательного соблюдения «правил общежития», про остальные регламенты можно забыть. Не бояться опоздать на завтрак или ужин, не объясняться с горничной, почему ты готов ее впустить убираться только через час, а не сию секунду. Не опасаться пролить кофе на дорогой ковер или, заведя жаркий спор на кухне, получить предупреждение о «недопустимости подобного поведения в ночное время». В результате даже те, кто в принципе может себе позволить отель, все равно частенько предпочитают хостелы.

Например, в Испании сейчас этот сегмент развивается очень активно: и по количеству объектов, и по инфраструктуре. В Мадриде хостелы на каждом углу. А в Барселоне, одном из самых успешных туристических городов мира, они даже заняли лучшие места на самых популярных улицах, потеснив гостиницы, офисы известных компаний и представителей крупной розничной торговли. Стремительно развиваются сети, открывающие объекты на 300-400 койко-мест. Один из испанских хостелов занимает многоэтажное историческое здание по соседству с отелями категории luxury: какое же это «малое средство размещения», если оно способно принять до 50 000 человек в год?

Так что хостелы процветают, в том числе в России. Хотя заниматься ими не так просто, как кажется. Иван Ксенофонтов поделился собственным опытом создания гибридного продукта «Таганка». Вместимость хостельного крыла – 49 человек, а в отеле такой же площади поместится только 24 человека. Но финансовые и трудовые затраты на хостел в некоторых аспектах выше: например, если приезжает группа из стран СНГ, в хостеле регистрацию оформить нужно 40 постояльцам, а не десяти. Больше тратится бытовой химии, электроэнергии, воды. Да и интернет: в отелях 4* и 5* за границей постояльцы до сих пор платят за wi-fi. В хостелах он по умолчанию бесплатный; сделаешь платным – клиенты вмиг убегут к конкурентам. При этом гости попадаются требовательные, настаивают на внимательном отношении к себе.

По словам г-на Ксенофонтова, многие останавливаются в хостелах ради «тусовки». А при выборе гостиницы клиент смотрит в первую очередь на чистоту и качество номеров. Так что хостел – это, по большому счету, та же социальная сеть, только в оффлайне. Чем можно и нужно пользоваться.

 

Наталья Розенблюм: «На рынке есть место смешанным форматам». Дискуссию продолжила партнер Hospitality In.Comm Наталья Розенблюм, предложившая рассмотреть рынок малых средств размещения как элемент привлекательности Москвы. По ее словам, необходимо учитывать местную специфику. Часто хостелы в России размещаются в жилом фонде, что влияет на формат итогового продукта. Не случайно у обывателя возникает ассоциация с общежитием. А вот за границей хостелы вполне самостоятельны и не вписаны в жилой формат.

Для крупных гостиниц отсутствие отдельного входа с улицы – нонсенс. Для хостелов же это в порядке вещей. Подобные объекты занимают и пристройки, и отдельные этажи. По размеру этих средств размещения российский рынок не сильно отличается от западного. Однако в мире сейчас очень четко прослеживается тенденция к увеличению количества мест: Наталье доводилось видеть хостельный проект, рассчитанный единовременное размещение 450 человек. И этот факт нельзя игнорировать при разработке нормативных документов.

Другой важный момент: если раньше мини-отели и хостелы существовали строго по отдельности, то теперь на столичном рынке малых форматов появились и первые гибридные проекты. В Европе таких много, они весьма успешны и интересно задуманы, что повышает привлекательность городов для туристов. Есть ли место смешанному формату на московском рынке гостеприимства? Безусловно, и его следует развивать. Но с определенными оговорками.

Первая: инфраструктура. Крайне важно наличие так называемых «гостевых зон», где постояльцы могут спокойно общаться, не мешая отдыхающим. В России они очень часто отсутствуют, «убивая» дух хостелов и превращая их в общежития: ведь на крошечной кухоньке больше 4-5 человек при всем желании не уместятся. В итоге люди не получают того, зачем, собственно, едут в хостел. Причина – экономическая неразвитость и, отчасти, незрелость сегмента: у нас нередки случаи, когда собственник выкупил пару квартир, сломал стенки, объединил их и назвал хостелом. А в понимании западного туриста это совсем не хостел, а скорее, место общего размещения или общежитие.

На что следует обратить внимание:

– на европейском рынке малых средств размещения популярны маркетинговые альянсы, что до сих пор очень мало развито у нас. К тому же в России отсутствуют регламентированные стандарты, и это лишает гостей возможности понять, что именно представляет то или иное место размещения. А некоторые недобросовестные владельцы мини-отелей и хостелов этим пользуются;

– хостельеры, особенно начинающие, нередко предпочитают пользоваться более дешевыми каналами продаж и реализовывать свой продукт напрямую. В краткосрочной перспективе это может быть выгоднее экономически, ведь хостел меньше платит компаниям-посредникам. Однако в дальнейшем фокусирование на собственных прямых продажах может привести к низкой доле рынка и недостаточной загрузке объекта;

– отдельно стоит вопрос развития сетей и франчайзинга. Если среди классических гостиниц и европейских мини-отелей сетевое развитие популярно (на западе можно встретить бренды с десятками объектов), то в России дело обстоит иначе. У нас только начинают появляться сети из двух-трех объектов, а франшиза не используется вовсе. В чем плюс сетевого развития – собственного или по модели франчайзинга? В повышении узнаваемости марки, соблюдении стандартов и, что самое важное, в росте показателей загрузки. Проведенные исследования подтверждают, что гости хостелов предпочитают сетевые проекты, и наличие хостела полюбившейся сети в том или ином городе может стать поводом к его посещению;

– необходимо усиливать национальную толерантность и активизировать межкультурные контакты. Обитатели мини-отелей и хостелов намного активнее вступают в контакт с местным населением, и коммуникационная составляющая здесь в разы сильнее, чем в классических гостиницах.

Все перечисленное способно стимулировать развитие и остальных региональных туристических рынков, не только Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Людмила Виноградова: «Хостелы – единственная возможность для молодежи путешествовать дешево и сердито». Далее слово было предоставлено вице-президенту Общества развития хостелов в Санкт-Петербурге Людмиле Виноградовой, впервые присутствовавшей на московском форуме.

Питер все-таки обогнал Москву в вопросе хостелов. Но обоим городам пока далеко до Европы. Вновь были упомянуты нормативные акты как краеугольный камень: г-жа Виноградова отметила, что стандарты всемирных федераций хостелов, как минимум двух из них – европейской и международной, – весьма жесткие и предельно четкие. Представляемая Людмилой российская ассоциация состоит в Hostel International со штаб-квартирой в Лондоне; организация эта существует с 1932 года. Европейская ассоциация тоже давно известна, пользуется доверием и, кроме того, серьезными финансовыми вливаниями со стороны ЕЭС. Так что Россия может и должна пытаться поддерживать эту сферу на международном уровне.

В своем выступлении Людмила Виноградова подчеркнула важность внимания к хостелам как к явлению остросоциальному: «В СССР когда-то был дешевый школьный и студенческий туризм, а потом пропал. Сегодня вновь появляется возможность организации бюджетных и при этом очень содержательных поездок для молодежи, и эту возможность нельзя упустить. Надо создать пилотный проект, оформить некий социальный заказ на хостелы и продвигать его. Все мы понимаем, что сегодня это чуть ли не единственная возможность для молодежи путешествовать дешево и сердито».

 

Алексей Мусакин: «Я против системы классификации и стандартов для средств размещения». Генеральный директор УК Cronwell Management Алексей Мусакин подтвердил, что у хостелов проблемы в этом отношении те же, что и у классических гостиниц: общие правила и нормативы не учитывают российскую специфику, не говоря об особенностях отдельно взятых объектов. Тогда как международные ассоциации формируют правила четкие и справедливые. За рубежом «звезды» отелям присуждает общественность, а не государство. И там не возникает ситуаций, когда дряхлая гостиница в центре города получает 3* только потому, что располагает 400 номерами, хотя сервис в ней не дотягивает и до 1*. С хостелами примерно та же ситуация.

Другой момент, на котором акцентировал внимание г-н Мусакин, – необходимость причислить хостелы к нежилому фонду. Если расценивать их как жилой фонд, то ни один пожарный или санитарный врач не даст им разрешения на работу по причине отсутствия тех же эвакуационных выходов.

И, наконец, следует упростить процедуру лицензирования, ликвидировать долгие согласования, снизить налоговые платежи.

В итоге, как резюмировал спикер, «чтобы стать похожими на запад, нам прежде всего нужно решить вопросы на федеральном уровне с контролирующими организациями, выводя хостелы и даже мини-отели в особую категорию». В качестве одного из возможных вариантов Алексей Мусакин предложил возврат к советской системе патентов и делению средств размещения на «жилой фонд», «нежилой фонд» и «общежития».

Облегчает ситуацию то, что на данный момент все сертификаты для хостелов – дело сугубо добровольное. Информация об их деятельности, если не считать налогообложения, носит уведомительный характер, поскольку эти объекты размещения пока не значатся ни в российском классификаторе услуг населению. В этом плане специфика работы местного бюрократического аппарата сегменту только на руку. Когда государство соблаговолит предпринять более активные шаги навстречу в вопросах организации удобного механизма получения разрешительной документации, а также займется продвижением малых объектов размещения в рамках туристической политики, то возможность догнать Европу замаячит на горизонте.

 

Кристина Голубева, RATA news H&R

Обсудить в telegram

вам может быть интересно