Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

КонфОП: законопроект не защищает права потребителей

08:07, 21 ноября 2006

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) рассмотрела законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», после чего председатель КонфОП Дмитрий Янин направил письмо председателю Госдумы РФ Борису Грызлову.

В письме говорится, что предлагаемые разработчиками изменения, как следует из пояснительной записки, должны быть направлены на обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг. КонфОП последовательно выступала за отмену лицензирования в области туризма как неэффективного механизма государственного регулирования в данной отрасли (по сути ставшего лишь административным барьером для бизнеса), и за введение в российскую практику механизмов обеспечения финансовых гарантий по обязательствам перед потребителями в области туризма. К сожалению, говорится в письме, находящийся на рассмотрении проект закона не решает вопрос защиты прав потребителей, а также не снимает излишнего административного давления на туристический бизнес.

«1. Согласно предложенным изменениям, вводится понятие финансовой гарантии и способов ее обеспечения в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности на сумму от 1 до 10 млн. рублей. Как нам представляется, говорится далее в письме, банковская гарантия не является эффективным инструментом для защиты потребителем своих прав. Данный механизм широко применяется при государственных закупках, контрактах между юридическими лицами – когда изначально известен конкретный бенефициар по данному обязательству, что в туризме невозможно. Процедура возмещения средств в случае препятствования со стороны туроператора (а такой сценарий развития конфликта между потребителем и туроператором нам кажется наиболее вероятным) может занять не менее 6-8 месяцев и потребует сопутствующих расходов у потребителя на судебную защиту… Также механизм банковской гарантии абсолютно неэффективен в случаях, когда нарушения прав потребителей носят предумышленный характер. В других случаях существующий механизм судебной защиты нарушенных прав по эффективности мало чем отличается от предложенного механизма возмещения через банковскую гарантию. На наш взгляд, единственная цель, которая достигается в случае закрепления банковской гарантии – отсечение компаний малого и среднего бизнеса от туроператорской деятельности.

2. Безусловно, страхование гражданской ответственности туроператора является эффективным механизмом защиты прав потребителей. Однако предложенные в законопроекте формулировки ввиду их неконкретности не смогут гарантировать потребителям простое и понятное возмещение в случае нарушения их прав. Из текста поправок неясно, в каком случае будет наступать момент выплаты. В отличие от обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, в предложенном законопроекте не определяется момент неисполнения туроператором обязательства, неясно, как образом турист, приобретающий тур у турагента, будет получать выплату по обязательству туроператора, не определены сроки и др.

 На наш взгляд, необходимо ввести подробную регламентацию по аналогии с ОСАГО либо исключить данный вид гарантирования выполнения финансовых обязательств перед потребителем. Без решения данной проблемы сама идея страхования гражданской ответственности будет дискредитирована.

3. Предложенная процедура включения в Единый федеральный реестр туроператоров, выдачи и отзыва свидетельства является, по сути, не уведомительной, а разрешительной, т.е. не отличается от лицензирования. Несмотря на декларируемую бесплатность данных действий, создаются серьезные предпосылки для повторения существовавшей практики «покупки» лицензий на ведение туроператорской деятельности. Решение Комиссии Правительства РФ по административной реформе об отмене лицензирования в области туризма было продиктовано борьбой с подобными схемами. На наш взгляд, законопроект должен быть переработан с учетом задачи снижения административного давления на бизнес.

4. Как показывает опыт других стран, наиболее эффективным способом защиты прав потребителей является развитие саморегулирования в данной области. Законопроект предлагает усилить недостаточно эффективный государственный контроль в этой области без вовлечения индустрии, что не может иметь положительного эффекта для граждан».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно