Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Югорская долина», или истории о том, как сделать настоящий отель

08:07, 22 марта 2007

Гостиница «Югорская долина» расположена на окраине Ханты-Мансийска, поначалу считалась бизнес-отелем, и, к тому же, имела казино. Казалось, и то, и другое должно оправдать себя: спрос на услуги бизнес-отеля, разумеется, присутствует в городе нефтяников и газовиков, а казино не могло не стать тем местом, где жители города и его гости с удовольствием начнут расставаться с заработанными на углеводородах деньгами. Но ничего этого почему-то не случилось.

Новое руководство задумалось: что не так? Было решено перепозиционировать отель: из-за своей удаленности от центра города он не слишком «тянул» на бизнес-класс, но прелестные пейзажи долины вполне могли сделать его местом отдыха горожан. Решено было создать на базе отеля wellness-центр. Обратились к французским специалистам - за консультациями и косметическими продуктами. Получив прайс-лист на последние, управляющие прослезились: даже при ханты-мансийских зарплатах процедуры по такой цене смогли бы покупать от силы два-три клиента в день. Нет, совсем не это им было нужно. Тогда обратились к местным медикам, фитотерапевтам, косметологам. Решение, которые было найдено, не стало неуклюжим местечковым самопалом, а обрело статус ноу-хау в оздоровлении и омоложении, которым, как известно, вправе городиться любой spa-отель.

Брусничные и клюквенные маски и обертывания, ванны с настоями местных трав, пилинг с кедровой шелухой – теперь это сертифицированные медицинские процедуры, которые имеют потрясающих эффект и копеечную себестоимость. Компания «Югра холдинг сервис», которая управляет отелем, решила даже клонировать свои spa-идеи для столичного потребителя: куплен участок земли на границе Московской и Калужской областей, где будет построен отель, предлагающий такие же оздоровительные процедуры, что и в «Югорской долине». А что до ханты-мансийского отеля – загрузка его выросла с 17% до 70%, он популярен и как загородный отель, и как место проведения бизнес-форумов, это единственный отель 4* в Ханты-Мансийске, он был признан «Лидером бизнеса Югра-2006».

Вот такую историю поведал председатель Совета директоров компании «Югра холдинг сервис» Дмитрий Колесников. Рассказана она была на конгрессе выставки «Гостиничный бизнес», которая прошла в «Крокус Экспо» параллельно (или совместно) с «Интурмаркетом», и в какой-то степени стала квинтэссенцией настроения, задач и надежд этого форума. Потому что все его участники в той или иной степени искали ответа на вопрос: как сделать настоящий отель, который нравится гостям и приносит доход владельцам. Ответы или, по крайней мере, векторы поиска ответов были заданы на конгрессе представителей деловых гостиничных кругов, на круглых столах, которые прошли в рамках выставки.

Концепция: без права на ошибку. Ирина Панина, заместитель генерального директора компании Becar Commercial Property Moscow, говорила о том, что собственники, инвесторы, девелоперы по сию пору нередко сначала строят отель, а потом задумываются о том, кто станет его гостями. Страдают «звездной» болезнью, пытаясь возвести пятизвездочники в спальных районах. Не прибегают к помощи консультантов на предмет рентабельности будущего предприятия, не проводят перед строительством маркетинговых исследований. То есть проблемы с концепцией будущих отелей, по-прежнему, актуальны. Платить за это приходится дорого: в случае с «Югорской долиной», к примеру которой уж невозможно не обращаться, перепозиционирование и реконструкция первоначально «неправильного» отеля обошлись собственнику в $7 млн.

Все меньше становится инвесторов, которые совсем уж не представляют изначально, какой отель и для кого они строят, продолжила мысль коллеги генеральный директор компании «Русский отель. Проект» Наталья Сахаровская, но вот функциональная концепция «хромает» у многих. Есть отели, в которых обустраивают прачечные, не считая предварительно объемы стирки; есть отели, в которых продукты едут в рестораны на верхние этажи в одном лифте с гостями; есть отели, в которых потоки гостей, дефилирующих в spa в халатах, пересекаются с участниками бизнес-мероприятий. Чтобы таких отелей не было, г-жа Сахаровская советует еще на этапе проектирования консультироваться с профессионалами гостиничного дела, а не отдавать «мелочи» на откуп архитектору: он не может и не должен предусматривать всех отельных тонкостей.

Кадры: забота самих отельеров. Чем настоятельнее звучат советы обращаться к профессионалам, тем настойчивее жалобы самих профессионалов на то, что работать им тяжело, потому что не с кем. Практически каждая управляющая компания сейчас имеет собственную базу подготовки кадров, наработаны тренинги, специальные программы. Об этом говорил и член совета директоров управляющей компании Rinaldi Hotels Group Сергей Черемухин, и Кирилл Иртюга, гендиректор компании «РосЕвроОтель», и Алексей Мусакин, генеральный директор отеля Shelford.

При этом у каждого из отельеров свои трудности. Алексей Мусакин как управляющий мини-гостиницей и директор Центра развития малых отелей сетовал на то, что мини-отелю труднее решить кадровые проблемы, им не под силу создавать мощные образовательные базы, а специалисты нужны рафинированные, потому как каждый сотрудник используется в нескольких ипостасях. Кирилл Иртюга, который управляет двумя отелями в Подмосковье, говорил о сложностях поиска персонала вне большого города и советовал тем, кто открывает загородные гостиницы, изначально не питать иллюзий: сотрудников придется возить на место работы из ближайших крупных городов.

Отраслевые вузы уже почти никто не критикует, это стало банальностью. Лишь Алексей Мусакин не удержался, потому что сам недавно попробовал себя в роли преподавателя питерского вуза, обучающего индустрии гостеприимства. По его наблюдениям, 9 из 10 преподавателей никогда не работали в гостиницах и всего лишь пересказывают студентам западные учебники. В вузах, которые учат за деньги, заметно натягивают оценки, ставят незаслуженные зачеты из-за опасения потерять студентов. В результате выпускники, по фигуральному выражению г-на Мусакина, «готовы лишь стоять за стойкой и улыбаться».

Понятно, что дальше так продолжаться не может. Но как выкристаллизуется нужное отрасли кадровое решение? Возможно, какая-то из управляющих компаний, наработав неплохую школу подготовки, начнет ее продавать в качестве собственной школы гостеприимства, сделает это отдельным бизнесом. Но пока такое случится, сколько воды утечет…

Spa: каким он должен быть. Слегка перефразируя комического героя старой киноленты, скажем, что в наше время может быть spa-центр вне отеля, но не может быть отеля без spa. Даже трехзвездочники сейчас в той или иной степени практикуют услуги оздоровительного центра. Выступавший на гостиничном конгрессе Григорий Черненко, директор по развитию компании «Альфа СПА», дал отельерам рекомендации на заданную тему. Справедливо заметив, что не всем повезло так, как ставшей героиней форума «Югорской долине», которая «располагается на территории, обладающей уникальными природными и этногеографическими данными» и потому смогла создать уникальный spa, г-н Черненко посоветовал остальным не изобретать велосипед, а воспользоваться накопленным опытом. Во-первых, важно учесть все составляющие spа. Как показывает рейтинг spa-услуг, в центре обязательно должны быть бассейны и бани, тренажерные залы, массажные кабинеты. Клиенты spa-центров не имеют особого времени на процедуры и хотят быстрого эффекта. Если клиенту за один присест привести в порядок волосы, ногти, сделать массаж, после которого он почувствует себя бодрее – успех обеспечен.

В силу сложившегося представления наши сограждане ждут от spa не просто релаксации, а некого оздоровительного эффекта, но при этом достигнутого приятными процедурами. И тут есть, что предложить желающим, если порыться в солидной копилке отечественной физиотерапии.

Мы или они? Вопрос о том, под каким управлением - отечественным либо западным - российский отель работает эффективнее, возникал на форуме перманентно. Ирина Панина говорила о том, что в регионах наличие одного только западного бренда сулит немалых успех отелю. Николай Кормилицын, генеральный директор управляющей компании City Hotel Management, предлагал использовать международный опыт и секреты управления, приобретая франшизу.

Однозначно склонялся в пользу западных управляющих Хелдер Сантош, президент португальской компании Dynamic Hotels Group. Hospitality&Tourism Consultancy. Его речь местами походила на обвинительное заключение. Вот, например, цитата: «Качество гостиничного предложения в Москве находится на уровне гораздо более низком, чем в других мировых столицах». Или: «Уровень подготовки персонала недостаточен, многие отели предлагают некомфортные условия размещения». Взгляды тех, кто переглядывался во время этой речи, говорили о том, что с выступающим в общем и целом согласны. Жаль, что португальский гость не заметил наступающие перемены к лучшему и не отдал должное тому, что уже все-таки сделано. К тому же, и работать российским отельерам приходится отнюдь не в режиме наибольшего благоприятствования. Чего стоит одно только непостоянство российских законов. И об этом, в частности, о новом миграционном законодательстве тоже говорили на форуме. Алексей Мусакин поведал о том, что петербургские отельеры собрали свои предложения и вышли на губернатора, есть надежда на то, что к закону будут приняты поправки, облегчающие регистрацию иностранцев. Поправки гостиничное сообщество ожидает к маю. Чего дождется – вопрос отнюдь не риторический. (Элеонора Арефьева RATA-news H&R)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно