Калуга

Марина Левченко: «Мы не ожидали, что этот "въездной" сезон окажется таким тяжелым»

Туристическая Москва за последние два-три года сильно изменилась: в столицу активно поехали и россияне, и иностранные туристы. О том, как сейчас работается на рынке въездного туризма, мы беседуем с генеральным директором компании «Тари-Тур» Мариной Левченко (фото).

 

– Летний сезон в разгаре. Как вы его оцениваете?

– У нас пока статистика только по июнь этого года. Рост наших объемов составил примерно 15%, но по итогам лета, думаю, будет больше – процентов 20-30. Мы работаем в основном с США, Тайванем, Австралией, Новой Зеландией, Таиландом, Японией и другими странами этого региона. В отличие от Европы, эти рынки демонстрируют хорошую динамику. Туристы охотно едут и в Россию, и в Европу. Мы недавно были в Лондоне, подписывали контракты на 2014 год с известной компанией Trafalgar Tours– они также фиксируют у себя очень большой, до 80%, прирост турпотока из этих стран в Европу. Мы принимаем также и европейских туристов, но их значительно меньше, поток падает.

– Проблема в визах?

– С одной стороны, да, виза – главный барьер на пути иностранного туриста в Россию: получить ее дорого и непросто. А с другой – туристы из США к нам тоже едут по визе, но не могу утверждать, что это им сильно мешает. Понять, насколько визы препятствуют въезду, можно будет после их отмены. Вот отменили визы для туристов из Таиланда и Турции – и картина на этих направлениях кардинально изменилась. Если вначале турки ехали в Россию, в основном, в составе корпоративных групп, то сейчас идет большой поток индивидуальных поездок на уикенды в Москву, Санкт-Петербург, Казань, на различные культурные события, причем, круглый год. Тайцы едут очень активно, что уже, помимо радости, принесло нам массу проблем. Например, где и как их кормить в Москве – тайская кухня, как оказалось, у нас почти не представлена.

Мне кажется, дело не только в визах, но и в стоимости отдыха в России. Для европейцев это сейчас дорого, а туристов из развивающихся стран и стран Тихоокеанского региона такие цены не останавливают. Если уж они решили поехать посмотреть Европу, а заодно по пути Россию или Балтию, то готовы платить. Заметно растет также американский рынок. Думаю, во многом благодаря еще и тому, что нашей компании удалось на нынешний сезон сохранить по Москве практически цены прошлого года. Кроме того, столица сейчас активно, а главное грамотно продвигается на международных рынках. В Лондоне на выставке World Travel Market был огромный, интересный стенд. На берлинской ITB Москва также произвела очень хорошее впечатление. Партнеры и туристы моментально на это отреагировали.

 

– Изменилась ли как-то география поездок в Россию?

– Нет, это, по-прежнему, в первую очередь Москва, Золотое кольцо и Санкт-Петербург, совсем немного Екатеринбурга, Казани, все остальное – капля в море. Байкал, конечно, всем интересен, но кто поедет туда за такие деньги? Билет на поезд Москва – Иркутск, а именно железная дорога наиболее востребована на этом маршруте, стоит $1 тыс. в один конец. Авиабилет чуть дешевле, но тоже прилично – 15-20 тыс. рублей на человека.

Изменения касаются, в основном, Москвы и Петербурга: если 10 лет северная столица была вне конкуренции, то сейчас туристам явно больше нравится Москва – живая, современная. Нам не стыдно сейчас за свой город, он поражает динамичностью, непохожестью на другие города. Мы бы принимали в Москве гораздо больше туристов, но наш поток ограничен возможностями отелей.

 

– Москве не хватает отелей? Ведь ее номерной фонд каждый год увеличивается на тысячи мест во всех ценовых сегментах.

– В Москве достаточно отелей и, если грамотно выстроить пакетный тур, можно получить нормальные цены в хороших гостиницах 4-5* и в рабочие, и в выходные дни. Благодаря политике отелей туристы живут в отличных условиях, в центре города. Наши партнеры это очень ценят. Собственно это – одна из главных причин роста потока в Москву. В том числе, например, туристов из США, для которых чрезвычайно важно комфортное размещение. Но Москва начинает повторять ошибку Петербурга, где крупные международные бизнес– и политические события стали подавлять туризм. Мы были вынуждены вычеркивать группы из графика, так как в самый разгар сезона в столице проходили международная выставка «Нефть и газ» (25-28 июня), Кубок мира по регби (28-30 июня), а 10-18 августа состоится Чемпионат мира по легкой атлетике. Сами мероприятия проходят всего несколько дней, но гостиницы под них блокируются чуть ли не на две недели. Очень яркий пример – Кубок мира по регби. Под болельщиков были зарезервированы все основные отели, те не приехали, матчи проходили при пустых трибунах, а туристов приходилось селить в не самых подходящих местах или вообще отказывать. Проблемы были у всех турфирм. Аналогичная ситуация с легкой атлетикой.

 

– Но, насколько я понимаю, эти события – как раз часть кампании по продвижению Москвы на международном рынке. Город получает известность, проводя такие крупные события и привлекая гостей. Московское правительство уделяет большое внимание событийному туризму, здесь проходят фестиваль исторических реконструкций «Времена и эпохи», парад военных оркестров на Красной площади «Спасская башня».

– Нас радует, что город зажил более активной, событийной жизнью. Но для мероприятий должен быть выбран правильный формат. Вот, например, фестиваль «Спасская башня». Он проходит в сентябре, в бархатный сезон, когда к нам охотно едут иностранные туристы. Время отличное, и «Спасская башня» – интересное мероприятие, которое могло бы стать настоящим туристическим событием. Но этого не происходит. Дело в том, что Красная площадь в связи с фестивалем закрывается практически на 10 дней. Получается, что поток иностранных туристов растет, а принимающие операторы время упираются в какие-то неожиданные проблемы.

 

– Что бы вы назвали главной проблемой для въездного туризма на нынешнем этапе? Операторы по выезду, например, вот уже несколько лет сетуют на демпинг. А о чем говорят операторы по въезду?

– Демпинг нас, слава богу, не касается. Самой острой проблемой остается работа музеев Кремля. Мы не ожидали, что сезон окажется из-за этого таким тяжелым. Очевидно, что рост потока превышает пропускные возможности Кремля. Тем более что его музеи работают до 17.00, в то время как большинство ведущих европейских открыты до 20.00. К тому же, четверг – выходной, из-за этого японские туристы практически лишены того, ради чего едут в Москву. Много японских групп прилетает в среду, а улетает в пятницу – соответственно, так и не увидев ни Кремль, ни Оружейную палату и Алмазный фонд.

С другой стороны, хорошо помню начало 90-х годов, когда поток иностранных туристов был неизмеримо выше, а музеи Кремля справлялись, все успевали их посмотреть, причем в удобное для гостей – а не для хозяев – время. Сейчас же с этим постоянные проблемы. Возможно, дело в организации потока, в логистике или в других технологических неувязках. Конечно, у нас нет сомнений, что администрация кремлевских музеев принимает меры для сохранения культурного наследия нации и одновременно улучшения обслуживания посетителей. Но все же можно было бы безболезненно расширить часы работы музея в сезон и перенести выходной день на начало недели. Ведь основной поток туристов прибывает в Москву ближе к середине недели. Уже эти меры могли бы снять то напряжение на рынке въездного туризма.

Нельзя не упомянуть еще одну больную тему – остановка и парковка туристических автобусов в пределах Садового кольца. Фактически пока единственным местом для таких автобусов в центре города остается Болотная площадь. Сама по себе она нормальная, удобная, но рассчитана только на кремлевские экскурсии и при этом находится далековато от Кремля. Но вообще в городе с перевозкой туристов сплошные проблемы. Любая остановка автобуса даже для высадки и посадки туристов, будь то музей, ресторан или гостиница, грозит штрафом для владельца транспорта или туроператора. Попробуйте с группой подъехать и остановиться, например, у музея Изобразительных искусств им. Пушкина. Невозможно! Туристов приходится высаживать на дальних подступах, в переулках, и они идут до музея несколько сотен метров. Нам постоянно приходится что-то придумывать, чтобы и закон не нарушить, и высокий уровень обслуживания обеспечить. А ведь варианты решения этой проблемы есть. Можно, например, продавать нам годовой пропуск на автобус – и городу доход, и туристам удобно.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати