Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

В Санкт-Петербург не ходят финские суда

08:07, 23 июня 2003

В Санкт-Петербурге очень много говорится о том, что развитие круизного туризма может стать настоящим спасением для города в период белых ночей, когда все средства размещения переполнены. Круизные пассажиры живут на кораблях, ценные гостиничные номера не занимают, при этом объекты городской инфраструктуры посещают исправно – в театры и музеи ходят, в ресторанах обедают, сувениры покупают. Каждый турист-«мореплаватель» в среднем тратит в порту пребывания более $100 в сутки – деньги для города совершенно не лишние. По статистистическим данным Комитета по туризму и развитию курортов суммарный ежегодный вклад морских круизов в экономику туристской отрасли Санкт-Петербурга составляет около $60 млн. В эту цифру входят оплата услуг, предоставляемых круизным судам в порту (портовые сборы, буксиры, швартовка, пресная вода, медицинские услуги, агентские услуги), бункеровка топливом (ежегодно около 100.000 тонн), и оплата обслуживания круизных пассажиров и членов экипажей (экскурсионная программа, рестораны и сувениры). К тому же круизные туристы – потенциальные клиенты для повторного посещения России с традиционным размещением в гостинице.

Еще один важный момент – морским круизным туристам не нужна виза для пребывания в России при стоянке судов до 72 часов, и все больше компаний, в основном 5-звездных, таких как Silversea Cruises и Seaborn, организовывают трехдневные, а не однодневные заходы в Санкт-Петербург. Однако правило безвизового пребывания распространяется не на всех – в частности, в данный момент оно не работает для пассажиров финских теплоходов, независимо от национальности. Такова позиция МИД РФ, строго обозначенная накануне первого захода теплохода компании «Силья Лайн», которая планировала открыть очень перспективную программу захода судов – два раза в неделю в течение низкого сезона. Однако заход был отменен. Проблема заключается в разной юридической трактовке определения «круиз».

Из-за того, что, по финским нормам, круиз предполагает заход как минимум в три порта, маршрут Хельсинки – Санкт-Петербург – Хельсинки российским МИДом был определен не как круиз, а как паромный маршрут, для которого необходима виза. Противоречие состоит в том, что на борту теплохода должны были быть туристы, которые не планировали использование судна только как средства транспорта и собирались участвовать в экскурсионной программе. Поэтому круизная компания объявила им о безвизовом статусе пребывания в Северной столице, но финская сторона была вынуждена отменить маршрут из-за этого противоречия. В результате неоднократных российско-финских консультаций была достигнута договоренность о групповой визе стоимостью 15 евро с человека, которую финские компании покупают в российском консульстве в Финляндии. Однако это повышает стоимость путевки и требует дополнительного времени на оформление документов.

Елена Мальченок, исполнительный директор петербургской компании «Арктур Трэвел», специализирующейся на приеме круизных судов, объясняет: «Действие этого положения можно показать на примере финской компании «Кристина Крузес», которая в течение 17 (!) лет осуществляла рейсы в Санкт-Петербург на безвизовой основе. В августе прошлого года она вынуждена была свернуть все программы в России и таким образом оказалась на грани банкротства. В этом году «Кристина Крузес» все-таки осмелилась возобновить заходы в Санкт-Петербург – четыре раза вместо ранее планируемых 16. 17 июня теплоход «Кристина Регина» осуществил заход в наш город с американскими, немецкими, финскими туристами на борту. Все пассажиры имели либо индивидуальную визу, либо были включены в групповую, которую финская компания оформила в российском консульстве по цене 15 евро с человека. Как утверждает «Кристина Крузес», ей было сказано, что туристы смогут свободно выходить на берег по групповой визе. Это, естественно, вызывает недоумение у пограничной службы, так как групповая виза предполагает групповой организованный выход на берег на экскурсию. Российское консульство в Финляндии на наш вопрос утверждает, что такого они сказать не могли. И так далее…»

Елена Мальченок продолжает: «Проблема состоит и в том, что МИД не дает письменных ответов. Финские коллеги просят: скажите, как правильно. Мы запрашиваем Департамент консульской службы МИД РФ. Ответа не получаем, хотя вопрос простой – если теплоходы финских компаний будут заходить еще в один порт, скажем, Таллинн, будет ли тогда он считаться круизным судном и пользоваться правами безвизового пребывания при условии участия туристов в организованных экскурсиях? Мы буквально плачем: в высокий сезон физически трудно войти в Эрмитаж, Петергоф, Пушкин, а в низкий сезон потенциальный клиент не едет к нам из-за вышеуказанных трудностей».

Таким образом, ситуация по-прежнему остается неясной. Окончательное решение по круизной проблеме до сих пор не принято, и Петербург продолжает терять туристов и деньги. (Наталья Ермашова, пресс-служба СЗРО РСТ)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно