Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Мега-события в туризме – это Ferrari, которым надо уметь управлять

09:06, 23 июня 2014

Многие страны мира соперничают за проведение крупнейших международных фестивалей, соревнований, форумов. Мега-события, подобные Олимпиаде в Сочи, играют важную роль в развитии туризма. Но, как показывает опыт, провести такое мероприятие – лишь половина дела. Даже если оно прошло на высочайшем организационном уровне, эффект от него в нашем динамичном, наполненном всевозможными событиями мире, будет слишком краткосрочным, чтобы окупить большие вложения. Тому, как заставить событие «работать» на страну и туризм, шла речь на встрече министров туризма разных стран в отеле Radisson на сочинском курорте Роза Хутор.

Встреча была организована Всемирной туристской организацией (UNWTO) и Ростуризмом. В ней приняли участие генеральный секретарь UNWTO Талеб Рифаи, министр культуры России Владимир Мединский, глава Краснодарского края Александр Ткачев, врио главы Ростуризма Олег Сафонов, мэр Сочи Анатолий Пахомов и другие.

Наша страна впервые проводит такой престижный форум. Он, в свою очередь, стал следствием другого, еще более эпохального события – сочинской Олимпиады. То, что Олимпиада подогрела интерес к России, говорит тот факт, что на встречу министров приехали представители 26 стран, в том числе Азербайджана, Аргентины, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Грузии, Италии, Камбоджи, Кореи, Монако, Словакии, Словении, Таджикистана, Таиланда, Хорватии, Черногории и др. Очень неплохой результат в условиях сложной политической обстановки и попыток изолировать Россию. Гостям явно хотелось увидеть место проведения Игр, профессионально оценить масштаб изменений. Организаторы предоставили им такую возможность: провели экскурсию на канатной дороге в Розе Хутор, показали олимпийские объекты в Имеретинской долине, новый парк развлечений в Сочи.

В деловой программе приняли участие представители туристических ведомств разных стран и международные эксперты, специализирующиеся на мониторинге мега-событий и их влияния на устойчивое развитие туризма. Они уверены, что Олимпиада придаст ускорение развитию туризма в нашей стране благодаря сразу нескольким факторам. Имидж страны улучшился, она стала гораздо привлекательнее для отечественных и иностранных туристов, создана новая инфраструктура отдыха, современные транспортные развязки. Еще пять лет назад никто в мире не знал, что такое Сочи – теперь это символ России.

Тем не менее, как полагают эксперты, в проведении таких мощных мероприятий должно быть, как минимум, две цели. Например, организуя у себя Олимпиаду-1992, Барселона стремилась решить еще одну, возможно, более значительную задачу – изменить имидж города, превратить его в настоящую европейскую столицу и центр семейного отдыха. И на волне Олимпиады, благодаря ее огромной популярности, город смог пожать все возможные плоды этого мега-события. С 1986 по 1992 годы безработица упала в городе с 18,7% до 9,6%, количество мест в отелях выросло на треть, а их загрузка – в десятки раз. За десять лет с момента проведения Олимпиады число туристов увеличилось вдвое и достигло 3,5 млн. человек. Втрое вырос вклад города в ВВП страны.

Лондон, проводя Олимпиаду, рассчитывал также повысить качество гостиниц, улучшить инфраструктуру, привлечь новых туристов, переориентируясь с молодежного на семейный туризм. Для полного ребрендинга страны использует зимнюю Олимпиаду-2018 и Южная Корея. Как сказала представитель этой страны, председатель совета директоров фонда Всемирной туристкой организации Ионг-Шим До, корейцам важно доказать, что они – современный народ и могут организовать такие же масштабные мероприятия, как и ведущие страны мира.

Однако у всех мега-событий есть один недостаток – финансовые и организационные мега-затраты. Так, из трех крупнейших международных событий, которые проводятся в Венгрии, тяжелее всего оказалось получить отдачу от «Формулы-1». Соревнования там проводятся с 1986 года, за 4 дня их посещают 250 тыс. зрителей, они тратят за это время €40-50 млн. А только ежегодная лицензия на проведение «Формулы» стоит €30 млн., к тому же ее цена растет на 7,5% в год.

Интересно, что менее пафосные мероприятия приносят Венгрии больший доход. Например, музыкальный фестиваль Sziget. В 1993 году, на момент старта, его посетило 43 тыс. человек, в 2013 – 380 тыс. Расходы на фестиваль вначале составляли примерно €90 тыс., сейчас – €9 млн. Но гости за время фестиваля оставляют в Венгрии более €8 млн. Фестиваль Balaton Sound Fest, который проводится с 2007 года, посещает примерно 127 тыс. человек. При этом он приносит венгерской казне €14 млн. По расходам эти мероприятия нельзя сравнить с Олимпиадой, которая, как сказал один из итальянских экспертов, больше всего напоминает Ferrari. Этой машиной надо уметь управлять, чтобы дорогостоящая игрушка не отправилась сразу в металлолом, а ваши денежки не вылетели в трубу.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно