Интурмаркет 2020 02.10

Июль на алтайском озере Яровое бьет рекорды посещаемости

Июль – пик сезона на соленом озере Яровое, расположенном на западе Алтайского края. Его называют алтайским морем, алтайской Ибицей, алтайским Мертвым морем. Это место ежегодно привлекает сотни тысяч туристов со всей Сибири и соседнего Казахстана.

По оценкам местных предпринимателей, июль 2018 года бьет рекорды прошлых лет: курорт переполнен, спрос превышает предложение.

Власти города Яровое ежегодно отчитываются о 80-90 тысячах посещений с целью туризма. Официальная статистика ориентируется на данные гостиниц, турбаз – их в Яровом всего около десятка, примерно на 1000 мест, единственного санатория, грязелечебницы и организованных кемпингов.

Предприниматели считают, что эта цифра занижена, и говорят, что за сезон на озере отдыхают до 400 тыс. человек. Но это, по большей части, «дикий» поток – люди приезжают на личном транспорте и размещаются в частном секторе. Как говорят в Яровом, летом здесь «сдается все» – буквально каждый угол: квартиры, комнаты, летние домики, которые местные жители порой строят прямо на своих приусадебных участках.

Прибрежная зона в Яровом поделена на «причалы». Всего их три, каждому присвоен номер – 22, 42 и 55 – согласно автомобильным кодам регионов, откуда приезжают туристы, это Алтайский край, Кемеровская и Омская области соответственно. Так исторически сложилось с начала 2000-х годов, когда туризм здесь начал стремительно развиваться. Отдых в Яровом не менее популярен и среди жителей Новосибирской области, а также приграничных территорий Казахстана. Но «причалы» не делят между собой гостей по региональному принципу. 22-й специализируется на молодежном отдыхе, здесь самая активная ночная жизнь с дискотеками и концертами звезд российской эстрады. «Причал 42» ориентируется на семейный отдых с детьми. Аудитория «Причала 55» – «дикие» туристы с палатками.

Летом на курорте действует единая карточная система для всех отдыхающих – и организованных, и самостоятельных. Расчет в кафе, ресторанах, на дискотеках, развлекательных объектах производят только по этим картам. Купить и пополнить их можно в специальных киосках на территории курортной зоны. На продажи этих карт и ориентируются местные предприниматели, оценивая турпоток.

«По посещаемости этот год в сравнении с прошлым пока лучше примерно на 10%, – рассказала RATA-news арт-директор «Причала 42» Тамара Бортникова. – Несмотря на то, что в июне было прохладно и туристов немного. Но зато июль бьет рекорды – приехали сразу все. Погода хорошая, жара и ветерок, очень комфортно для пляжного отдыха. На причалах огромное количество людей – точно больше, чем в прошлом году. Мы видим это не только по открытию карт, но и по другим признакам. Цирк, дельфинарий, аквапарк – загружены под завязку. Для размещения забронировано все, что можно».

Вместе с тем, по словам г-жи Бортниковой, заметно, что люди сокращают продолжительность отдыха в Яровом. Если раньше чаще приезжали на неделю, то сейчас после выходных виден заметный спад на пару дней, а затем – со среды – вновь подъем. Пик посещаемости приходится на субботу, и именно на этот день владельцы причалов планируют главные развлечения. 21 июля, например, здесь в очередной раз устанавливали рекорд «по одновременному лежанию звездочкой в соленой воде».

Часть региональных операторов считают Яровое не самым интересным направлением для работы из-за короткого сезона – всего полтора-два месяца с конца июня до конца первой декады августа. По этой же причине нет серьезных вложений в инфраструктуру курорта, прежде всего в базу размещения. Существующий ассортимент не очень большой, владельцы гостиниц не готовы делиться комиссией с турбизнесом.

Тем не менее многие операторы все же продают размещение в Яровом, организуют трансферы – из Барнаула, Бийска, Новосибирска, Омска, Кемерова, Павлодара и т.д., формируют пакеты с отдыхом на озере и даже экскурсионной программой.

По мнению директора алтайской компании «Охота» Натальи Белоусовой, турбизнес делает в существующих условиях «все и даже больше». «Мы не работаем с частным сектором, но, думаю, у большинства туристов этот вариант на первом месте, особенно для продолжительного отдыха. Наши клиенты спрашивают в основном туры на три-семь дней, – рассказала собеседница. – В этом году спрос на Яровое довольно высокий. Огромный выбор развлечений в сочетании с лечебной водой – хороший вариант для бюджетного пляжного отдыха».

По словам директора по туризму новосибирской компании «Сибирь-Алтай» Юлии Володиной, средняя продолжительность туров в Яровое – три дня. В первую очередь людей интересует возможность купаться и загорать. «Номерной фонд небольшой, в основном это мини-гостиницы и частные дома, – прокомментировала собеседница. – Но строить большие гостиницы, вероятно, невыгодно, потому что загрузка есть только летом и при хорошей погоде».

По словам Тамары Бортниковой, в этом году в Яровом открылась новая гостиница, несколько заведений – развлекательных и общепита. Концерты проходят в пик сезона каждые выходные. Средняя цена благоустроенного номера на двоих в гостиницах Ярового – около 2800 рублей. Однокомнатные квартиры сдают от 1500 рублей за сутки, частные дома – от 3000 тысяч рублей.

Грязелечебница работает в Яровом с 1953 года, позже открылся единственный санаторий «Химик», который до сих пор принимает отдыхающих круглый год.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Версия для печати