Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Традиции предков – там, где правит любовь

10:36, 23 декабря 2009

Продолжаем рассказ о поездке российской делегации в китайскую провинцию Юньнань, организованной Национальным туристическим офисом Китая.

Деревня народов Юньнани (Юньнань Минцзу Цунь) находится на берегах озера Дянь в 8 километрах от Куньминя (фото).

Здесь собраны экспонаты, рассказывающие о жизни малочисленных народов Юньани. Их 26 – дай, бай, и (подгруппа сами), наси (отдельная ветвь – мосо), лису, лаху, ачаны, ва, булан, лагу, цзино, хани, мяо и другие.

В Юньнань Минцзу Цунь построены стилизованные национальные села большинства народностей. Туристы могут заглянуть в дома, познакомиться с неизвестным им бытом и не всегда понятными традициями (фото).

Парк, окружающий деревню, прекрасен и просто для прогулок – зеленая, ухоженная территория, различные аттракционы и музеи, например, музей бабочек. Здесь также можно увидеть копии архитектурных достопримечательностей Китая, в частности, три пагоды, бывшие частью храмового комплекса Цуншэн, оригиналы которых находятся на окраине города Дали (фото).

При входе туристов встречают представители всех народностей провинции в национальных одеждах (фото).

В концертном зале посетителям показывают фольклорное песенно-танцевальное представление – сценки и истории из деревенской жизни (фото).

Парк – это всего лишь музей быта юньняньских народностей. Но в Китае от музея до настоящей жизни – один шаг. Поэтому кому-то покажется гораздо интереснее отправиться в те места, где компактно проживает та или иная народность. Тем более что до сих пор большинство их живет по законам предков. Так регион вокруг Шилиня населяют народы сами. Они говорят на шести диалектах и имеют свою письменность, на которой написаны древние трактаты по медицине, истории правящих родов и другим наукам. До середины XX века у сами сохранялся феодализм, а в некоторых селах до сих пор распространен шаманизм.

На землях Сишуанбанны проживает народность дай. Они сохранили свою древнюю культуру и остаются приверженцами буддизма тхеравады, а не махаяны, принципов которого придерживается весь Китай. Мальчики по достижении 12 лет по традиции украшают свое тело, руки и ноги татуировками, изображающими либо фигуры животных, либо иероглифы дайского письма. Женщины дай носят золотые и серебряные украшения, полагая, что эти металлы обладают свойствами защиты от сглаза и нечистой силы. Вода в дайской культуре считается священной и в каждом дворе над источником воды воздвигается алтарь.

Интересны традиции народа наси, проживающего в окрестностях Лицзяна. Наси, потомки тибетских кочевников, до недавнего времени сохраняли матриархат. Разделяют две ветви наси – собственно наси и мосо. Наси постепенно утратили матриархальные традиции, хотя влияние этого уклада прослеживается и в организации их общин, и в языке. А вот мосо, компактно проживающие по берегу озера Лугу, на границе провинций Юньнань и Сычуань, по сей день живут по законам матриархата. Женщины дают фамилию детям, распоряжаются собственностью и финансами, определяют наследников. Несколько поколений мосо живут под одной крышей в материнской семье-клане и самый главный здесь человек – женщина-матриарх. Девочки мосо не выходят замуж, а мальчики не женятся, институт брака вообще отсутствует. Никакого создания отдельной семьи, никакой совместной собственности, никто не принимает на себя никаких обязательств. Все определяет только любовь.

Полюбившийся мужчина приходит к женщине вечером (у каждой девочки с 13 лет своя отдельная комната, в то время как юноши живут по нескольку человек), а на рассвете уходит в свою материнскую семью. Родившийся в таком «приходящем» браке ребенок остается жить в семье матери, и многие так и не знают, кто их отец, но, в соответствии с традициями, это и не важно. Если любовь ушла, женщина больше не принимает этого мужчину, а ждет следующей любви. Но есть и пары, которые долгие годы сохраняют верность друг другу. Задавать вопросы об интимной жизни или о том, кто отец ребенка считается неприличным. Такие слова как «муж» и «отец» вообще отсутствуют в древнем бесписьменном языке мосо. Нет в нем также слов «насилие», «убийство», «грабеж», считается, что мосо никогда не знали о таких явлениях. Проявлять агрессию – постыдно, а все конфликты решаются мирно, ведь все друг другу родственники.

Вот такая интересная народность живет на озере Лугу – поистине женское царство. Примечательно, что этот островок матриархата находится именно в Китае, где рождение девочки считается несчастьем для семьи. Историки до сих пор гадают, как и почему возник, а тем более сохранился такой уклад жизни в этом регионе.

Надо сказать, что в последнее время столь экзотические традиции привлекают сюда много туристов и из самого Китая, и из других стран. Особенно интересуются мужчины, им не приходит в голову, что традиции эти действуют только внутри общины. Правда, времена меняются. Сегодня регион стремительно развивается, властями Китая уже принято решение о строительстве аэропорта неподалеку от озера Лугу, чтобы эти районы стали более доступными для путешественников. И кто знает, как сложится жизнь народа мосо в этом стремительном современном мире. (Алла Добровольская, специально для RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно