Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Второй этап создания «Электронной путёвки» закончился конфликтом исполнителей

06:34, 24 января 2017

В самом конце прошлого года, 28 декабря, Ростуризм разместил на сайте госзакупок сообщение об открытом конкурсе на исполнение третьей, завершающей, очереди работ по созданию информационной системы «Электронная путевка» на сумму более 178 млн рублей. Тому, кто выиграет этот конкурс, понадобятся результаты первых двух этапов работы.

Однако компания «Аэронавигатор», которая выступала исполнителем, не готова предоставить ведомству право использовать результаты ее интеллектуальной деятельности, составляющих информационную систему «Электронная путевка» (2-я очередь). Об этом компания официально уведомила ведомство письмами от 28 декабря 2016 и 20 января 2017 года (имеются в распоряжении редакции).

Как рассказал RATA-news директор петербургской компании «Аэронавигатор» Игорь Морачев, в мае 2016 года Ростуризм заключил госконтракт с компанией «Астерос» на создание информационной системы «Электронная путевка». «Астерос», в свою очередь, наняла субподрядчика в лице «Аэронавигатора», стоимость работ и услуг по договору составляла 65 млн рублей, примерно треть от общей суммы контракта. В декабре 2016 года директор проекта от компании «Астерос» Алексей Денисов сообщил прессе о 80-процентной готовности проекта. Однако «Аэронавигатор» денег за выполненную работу не получил, хотя неоднократно обращался по этому поводу в «Астерос». «Мы сотрудничали с «Астеросом» и по первой очереди «Электронной путевки». Она прошла благополучно, не было никаких проблем с оплатой. В том же русле мы приступили к выполнению второй очереди и закончили ее. Но вдруг возникли проблемы», – заметил Игорь Морачев.

О том, что «Астерос» не исполняет свои обязательства, «Аэронавигатор» 29 декабря прошлого года известил Ростуризм. Также он уведомил, что исключительные права на программное обеспечение сохраняются за «Аэронавигатором», они не перешли к «Астеросу» и не могут быть переданы Федеральному агентству по туризму при исполнении госконтракта. Компания, как говорилось в письме, «запрещает Ростуризму какое бы то ни было использование результатов интеллектуальной деятельности, составляющих информационную систему «Электронная путевка» (2-я очередь). Действие запрета может быть отменено только после полного исполнения «Астеросом» своих обязательств».

Аналогичные письма были отправлены партнерам по проекту, в частности, туроператорам, которые должны были тестировать вторую очередь системы. Но, так как она формально не была завершена, «Аэронавигатор» не мог предоставить ее для тестирования. Напомним, на первом этапе работы, в ноябре 2015 года, прототип системы «Электронная путевка» протестировали компании «Интурист» и ITM.

Однако Алексей Денисов сообщил RATA-news, что на данный момент «Аэронавигатор» не является законным обладателем системы и запрещать ничего не может. Группа «Астерос» намерена защищать свои интересы в суде.

 

Начальник Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма Светлана Сергеева полагает, что к ведомству проблема отношения не имеет. «Вопрос касается только двух организаций – «Астерос» и «Аэронавигация». Проблему должны решать исключительно они», – приводит ее слова одно из отраслевых изданий.

 

Игорь Морачев также считает, что они с «Астеросом» решат свои проблемы, однако объявление Ростуризмом нового конкурса ему кажется преждевременным. Поэтому 20 января «Аэронавигатор» направил еще одно письмо в Ростуризм, фактически попросив отменить назначенный конкурс на третью очередь работ – монтаж и установку «Электронной путевки». В противном случае это будет выглядеть как продолжающееся нарушение прав разработчика на интеллектуальную деятельность, составляющих информационную систему (2-я очередь) и может закончиться уже в суде. «Нас удивило, что Ростуризм не отреагировал ни на одно наше письмо и, к тому же, инициировал новый конкурс, хотя права на первые два этапа проекта так и не были определены. Непонятно, зачем спешить, объявлять конкурс перед длительными новогодними праздниками. Время есть, и можно в плановом порядке, спокойно решить все возникшие проблемы», – пояснил г-н Морачев RATA-news.

По словам Алексея Денисова, компания «Астерос» готова оплатить работы по созданию «Электронной путевки» при надлежащем качестве их выполнения. Однако на текущий момент результат представлен подрядчиком с недостатками и с нарушением сроков. В адрес исполнителя были направлены письма с просьбой устранить недоработки, однако «Аэронавигатор» никаких действий не предпринял.

 

Тем не менее, «Астерос» подписал акт сдачи-приемки работ с учетом выставленных замечаний. «Это является подтверждением наших намерений и ставит под вопрос любые претензии к нам со стороны партнера», - говорит г-н Денисов. Он подчеркнул, что «Астерос» продолжает  выполнять обязательства перед Ростуризмом независимо от действий «Аэронавигатора».

Согласно федеральному закону N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», единая информационная система вводится в эксплуатацию с 1 января 2018 года. Система должна объединить данные обо всех турпутевках: в базе будет видно, кто, когда забронировал тур и оплатил его, пояснили в Ростуризме. Она позволит хранить данные государственных, туристических, банковских и других информационных систем, сможет обрабатывать информацию от 30 млн пользователей.

Работы по созданию системы стартовали по поручению правительства в декабре 2014 года, когда Ростуризмом была разработана и утверждена «Концепция создания информационной системы “Электронная путевка“». По завершении работ должна быть создана нормативно-правовая база для полноценного функционирования системы и придания юридического статуса всем процессам, осуществляемым через ИС «Электронная путевка».


Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно