Интурмаркет 2020 02.10

Елена Воеводина: «В регионе Сочи цены остались на уровне прошлого года»

Генеральный директор компании «Роза ветров» Елена Воеводина (фото) рассказала корреспонденту RATA-news о том, чего ждут от летнего сезоны операторы по внутреннему туризму.

- Елена, каким стал 2009 год для рынка внутреннего туризма?

- Объем продаж снизился минимум на 20%, что было абсолютно предсказуемым. К прошлому сезону мы подошли с продуманными и выверенными планами. Более того, операторы сумели объединиться и вместе подготовить открытое письмо к партнерам в Краснодарском крае о необходимости пересмотра договорной компании. В Москве тогда кризис уже гулял вовсю, а в регионах еще не чувствовался. Письмо произвело определенный положительный эффект. Цены нам тогда не снизили, но проблема предоплат и депозитов, которые в последние два года остро вставала уже в сентябре, была снята. Могу сказать, что для нашей компании прошлый сезон прошел неплохо, кризис мы пережили достойно, продажи шли, хотя и с низкой глубиной - это был год спецпредложений.

- О чем удалось договориться с хотельерами на сочинской выставке в январе, какими будут цены на 2010 год?

- Мы предварительно договорились с основными объектами размещения, в первую очередь, Дагомыса, Лазаревского, Анапы, Геленджика. На выставке в Анапе подпишем окончательные договоры. Для меня встреча в Сочи – это как «день сурка»: каждый год там видишь одни и те же лица, обсуждаешь одни и те же проблемы, решаешь те же задачи, но каждый раз надеешься на что-то новое. В целом, мы получили желаемые контракты по Сочинскому региону, да и поездка в Абхазию оказалась значительно результативней ожидаемого.

- Каков настрой у объектов размещения в плане ценовой политики?

- Настроение этой выставки выгодно отличалось от предыдущей. В прошлом году все были в эйфории после очередного удачного сезона, а наступившее сезонное затишье никто не связывал с кризисом. Осознание пришло позже, когда даже в высокий сезон места можно было найти всегда и везде. Безусловно, Сочи наиболее ощутимо недополучил отдыхающих по сравнению с другими курортами Краснодарского края. Сложившаяся ситуация заставила хотельеров очень серьезно подойти к проблеме ценообразования на сезон 2010 г., и цены фактически оставлены на уровне прошлого года, а если и увеличились, то незначительно. Это очень хорошо, учитывая, что прежде ежегодно цены росли на 15-25%. Сегодня всем понятно, что лучше чуть-чуть недополучить, чем совсем потерять клиента. Впрочем, нельзя винить во всем хотельеров. Ситуация и в Краснодарском крае, и в России в целом такова, что цены на землю, воду, коммунальные услуги растут ежегодно, как минимум, на те же 15%.

- Учитывая все многочисленные проблемы, о которых из года в год говорят операторы, и которые так и не решаются, каковы в целом перспективы внутреннего туризма? Не получится ли так, что по мере увеличения количества выданных загранпаспортов будет падать число туристов на курортах Краснодарского края?

- Я считаю, что российский продукт был и будет востребован всегда. Конечно, мы видим демпинговые предложения по Турции и Египту, а у нас вечная проблема с ценами на перевозку. Себестоимость авиабилета в жестком блоке, которую нам давали авиакомпании в прошедшем сезоне, составляла порядка 8 тысяч рублей, а в высокий сезон было и 16, и 20 тысяч. Об этом уже даже как-то неловко говорить, все равно ничего не меняется. Наверное, есть какие-то объективные причины, из-за которых билеты по России не могут быть дешевыми. И, тем не менее, внутренний туризм продолжает развиваться. В прошедшем году «выстрелил» южный регион: Ростовская область, Краснодарский, Ставропольский края, откуда на море можно доехать на машине. У нас было увеличение объемов продаж в этих областях. Даже из Москвы и северных регионов в Краснодарский край едут на машинах, несмотря на пробки на трассе «Дон». Интересно было бы вернуться к этому разговору лет через пять, но я уверена, что поток туристов на курорты России не уменьшится. Посмотрите, сколько молодежи в Абхазии, Анапе. Всегда будут туристы из регионов, которые по каким-то причинам не могут или не хотят ехать за границу, а на наших курортах чувствуют себя комфортно.

Добавлю, что за 10 лет черноморские курорты полностью изменились. Развивается инфраструктура, медленно, но все-таки улучшается сервис. Анапа неузнаваема по сравнению с тем, что было 4-5 лет назад, Сочи меняется на глазах. В Геленджике, курорте с самой развитой индустрией развлечений, построено три аквапарка, один из которых - самый большой на побережье, парк аттракционов, сафари-парк, канатная дорога и многое другое. На всех курортах появляются объекты высокого уровня размещения и обслуживания. Пример тому - «Прометей клуб» в Лазаревском, «Урал» в Анапе, «Надежда» в Кабардинке и другие. Кроме того, строятся недорогие частные мини-гостиницы, которые придерживаются принципов особого отношения к клиенту и созданию домашнего уюта. В общем, у наших курортов есть потенциал, который всегда будет востребован. К сожалению, существует стереотип, что в Краснодарский край нужно ехать летом, отдохнуть и «заодно» поправить здоровье, поэтому лечебный потенциал востребован только наполовину. В то же время, быстро растет спрос на Кавказские Минеральные Воды, где можно получить очень качественное лечение и профилактику.

- На российских курортах клиенты могут забронировать пансионат напрямую, минуя турфирму. Растет ли процент прямых продаж у хотельеров?

- В прошлом году таких бронирований было около 10-15%. Но, как мне кажется, от агентств туристы все равно не откажутся. Удобно, когда в одном месте можно купить и путевку, и билет, заказать трансфер и страховку.

- Какую комиссию вам предлагают российские средства размещения? Можно ли на ней заработать?

- Средняя комиссия - 15-20%. Самая большая комиссия в сезоне у нас была 25%. Это позволяет нам выставлять разумные цены и устанавливать достойное вознаграждение агентствам. С февраля мы платим депозиты санаториям и пансионатам, которые позволят им сделать ремонт, выдать зарплату персоналу, оплатить налоги и т.д. И, естественно, взамен хотим иметь более лояльные договоры и повышенные скидки, которыми мы делимся со своими агентами.

- Чего ждут хотельеры и туроператоры от предстоящего сезона?

- Все надеются, что кризис закончился, как нам об этом твердят средства массовой информации. Скорее всего, обстановка стабилизируется, но туристов, к сожалению, больше не станет. Вообще, прогнозы – дело неблагодарное, но мы уже видим динамику спроса, настроение агентств, хотельеров. Судя по тому, что происходит сейчас, этот год вряд ли будет намного лучше прошлого, но, тем не менее, мы ставим задачу вернуться к результатам 2008 года. Для этого, в первую очередь, укрепили кадрами департамент российского туризма. Замечу, что на внутренний рынок, включая Крым, Абхазию, и Беларусь, приходится 65% наших продаж. Второе, что необходимо рынку - это увеличение ассортимента. 90% наших туров продаются через агентства, и на их запросы мы ориентируемся в первую очередь. Уже в прошлом году открыли новое для «Розы ветров» направление – автобусные туры к морю. В этом году программу продолжим, автобусы будут ходить в Темрюк, на Азовское море, в Туапсе, Анапу. Мы уверены, что этот продукт снова будет востребован. Кроме того, опять-таки с учетом мнения наших агентств, значительно расширяем свой ассортимент по Крыму. Также сделаем акцент на продажи активных туров, охоты и рыбалки, речных круизов.

Очень важное для нас направление – Абхазия, единственный регион, где в прошлом году объем вырос вдвое. Не случайно в этом году Абхазией заинтересовались многие туроператоры. Но регион это весьма специфический, и емкость его пока невелика. Тем не менее, для нас это стратегически важное направление. Мы с Абхазией работаем давно, у нас сложившиеся отношения со многими объектами размещения. Хотела бы обратить внимание агентств на то, что там стали появляться частные дома, предлагающие свои услуги туристам. Самое главное в Абхазии - грамотно продвигать продукт, не приукрашивать, говорить то, что есть.

Резюмируя, скажу, что, хотя год будет не простым, наша задача – вернуть своих туристов. И надеюсь, мы ее решим. (Юлия Батырь, RATA-news)

Версия для печати