Въездной турпоток в Россию в 2009 году снизился на 8,5%
В прошлом году, по данным Росстата, в Россию с целью туризма въехало 2100,6 иностранных граждан – на 8,5% меньше, чем в прошлом году. То есть наша страна недосчиталась 194,5 тыс. туристов.
Из основных въездных рынков самый большой процент снижения (-25,6%) показала Южная Корея. На втором месте Дания (-23,4), за ней Италия (-21%). Меньше туристов приехало из Норвегии (-18,7%), Австралии (-14%), Японии (-11,5%), Испании (-10%), Нидерландов (-10%), Китая (-8,9%), Франции (-8,7%), Бельгии (-8,5%).
Более-менее стабильно чувствовал себя въездной турпоток из Германии, США, Греции, Канады.
Но есть рынки, продемонстрировавшие положительную динамику. В первую очередь, это Израиль (+42,2%). Далее отметим Австрию (+26,6%), затем с большим отрывом идут Финляндия и Великобритания (обе +6,3%).
Страна |
2009 |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
Германия |
333,9 |
332,8 |
345,7 |
328,6 |
313,5 |
Китай |
115,9 |
127,2 |
129,7 |
157,4 |
204,2 |
Финляндия +6,3 |
149,9 |
141,0 |
153,1 |
148,2 |
175,6 |
США |
183,2 |
185,9 |
172,4 |
225,0 |
156,7 |
Италия |
113,5 |
143,5 |
130,0 |
116,0 |
125,3 |
Великобритания +6,3 |
150,9 |
142,0 |
130,6 |
124,2 |
119,0 |
Франция |
94,2 |
103,2 |
112,8 |
102,5 |
109,3 |
Испания |
95,1 |
105,7 |
79,5 |
53,9 |
60,2 |
Япония |
39,3 |
44,4 |
45,1 |
59,6 |
50,8 |
Швеция |
28,3 |
24,9 |
26,0 |
31,0 |
45,8 |
Южная Корея |
35,2 |
47,3 |
48,8 |
43,0 |
43,3 |
Нидерланды |
31,9 |
35,4 |
33,7 |
29,0 |
32,7 |
Израиль +42,2 |
46,5 |
32,7 |
31,3 |
27,1 |
30,4 |
Австрия +26,6 |
31,4 |
24,8 |
29,8 |
24,4 |
29,1 |
Швейцария |
26,2 |
23,8 |
27,1 |
27,4 |
21,3 |
Норвегия -18,7 |
27,9 |
34,3 |
26,1 |
23,7 |
21,2 |
Бельгия |
17,2 |
18,8 |
22,7 |
19,3 |
19,9 |
Греция |
23,4 |
23,0 |
21,7 |
16,9 |
17,6 |
Дания -23,4 |
15,1 |
19,7 |
20,6 |
18,7 |
17,1 |
Австралия -14% |
22,4 |
26,1 |
26,2 |
19,5 |
14,7 |
Канада |
43,6 |
44,2 |
26,7 |
23,5 |
13,5 |
Всего въехало с целью туризма |
2100,6 -8,5% |
2295,1 +3,7% |
2213,6 -9% |
2433,0 +2% |
2384,6 -16,6% |
Всего в Россию въехало 21338,7 тыс. иностранных граждан – на 6,9% меньше, чем в 2008 году. Таким образом, лишь 9,8% въехавших иностранцев обозначили туризм целью своей поездки в Россию. Для сравнения: в Грузии, о которой в российских средствах массовой информации не говорят ничего хорошего, доля туристов в общем числе въезжавших минувшей зимой составила 23%.
На прошедших в Москве туристических выставках представители различных стран, отмечая влияние кризиса на состояние спроса, сообщали об увеличении рекламных расходов для российского рынка. Вернуть и удержать турпоток из России – основная, если не главная цель многих зарубежных направлений. Болгария начинает в России массированную рекламную кампанию и выделяет на это из госбюджета €1,5 млн. Израиль – $2,2 млн. Турция, потеряв в 2009 году около 4% въездного турпотока и около 6% доходов от туризма, увеличила рекламный бюджет на Россию: на первое полугодие выделено $8 млн., хотя на весь прошлый год сумма составляла $10 млн. Раздираемая экономическими трудностями Греция намерена потратить на рекламу в России €12 млн. Египет, не уточняя сумму, объявил о двукратном увеличении рекламных расходов на Россию.
С конца 2008 года, то есть практически с начала экономического кризиса, туристические представительства в Москве открыли Мадрид, Юрмала, Лас-Вегас, заметно активизировал деятельность Visit USA. Уже в 2010 году открылись офисы Монако, Голландии, объявили о скором открытии своих представительств Индонезия и Оман.
А что в подобной ситуации делает Россия?
На состоявшемся 19 марта в Москве заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности прозвучала такая цифра: в 2010 году Россия на 45% уменьшает рекламный бюджет на продвижение туристических возможностей страны, на эти цели выделено 101 млн. рублей – менее €3 млн.
Впрочем, эксперты считают, что простое увеличение бюджета сейчас уже ничего не даст. «Просто реклама, даже за большие деньги, нам уже не поможет, - говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. – Необходимо начать планомерное создание туристической, транспортной, инженерной инфраструктуры. Тем более, что кризис показал наиболее жизнеспособные районы нашей страны и сегменты отдыха». Президент компании «Интурист» Александр Арутюнов также сказал «Интерфакс-Туризму», что федеральные деньги надо вкладывать в инфраструктуру. «Надо поддерживать уже сложившиеся и пользующиеся устойчивым спросом туристические центры – Москву, Санкт-Петербург, Черноморское побережье, - сказал он. – Сюда должны пойти деньги, чтобы перевести эти центры на качественно новый уровень, и уже тогда разворачивать массированную рекламу».