Калуга

Туризму нужна масштабная господдержка

Основные направления деятельности РСТ в 2017-2019 годах представил на съезде президент РСТ Сергей Шпилько. По его словам, рынок выездного туризма восстанавливается, но особых иллюзий по поводу перспектив его роста быть не должно. Пока это, в основном, отскок после падения в 2014-2016 годов на фоне отложенного спроса. И даже если откроется Египет, надо учитывать, что реальные доходы населения будут еще долго восстанавливаться, курс рубля вряд ли сильно укрепится, а при этом наверняка сохранятся ограничения на выезд отдельных платежеспособных контингентов и продолжится перераспределение спроса в пользу прямого бронирования. К тому же нарастает влияние форс-мажорных и геополитических факторов на выездной рынок.

По словам г-на Шпилько, есть и другие факторы, способные повлечь за собой незапланированные убытки. «Например, банкротство авиакомпаний и страховщиков, неадекватные меры госрегулирования. Или, скажем, введение без достаточной проработки в оборот турпутевки в качестве обязательной к оформлению», – пояснил он.

В обеспечении стабильности рынка сегодня очень важна информационная составляющая. В условиях, когда СМИ в погоне за сенсацией и политической конъюнктурой искажают реальные обстоятельства пребывания туристов за рубежом, ассоциация «Турпомощь», РСТ, RATA-news должны предоставлять оперативную объективную информацию, не умаляя реальных рисков, но и не гипертрофируя их. Тем более что потом нередко турбизнесу предлагается полностью компенсировать все убытки потребителей в условиях, которые в любой другой отрасли были бы признаны форс-мажором.

«Не секрет, что в свое время именно РСТ предложил правительству проект создания «Турпомощи», которая за прошедшие годы не раз доказала свою эффективность. Но многие вопросы по линии этой ассоциации остаются открытыми и их надо решать, в том числе, добившись, наконец, принятия поправок к 49-ФЗ, которые лежат в правительстве уже больше полугода», – сказал президент РСТ.

Сергей Шпилько также отдельно остановился на вопросе контрольно-надзорных функций в сфере туризма. Если исполнительные органы власти не будут заниматься контролем и надзором, вводимые законы, по его словам, превратятся в свою карикатуру. Все большая часть туроператоров будет работать без финансового обеспечения, то есть нелегально, а гостиницам будут присваиваться левые звезды. Гиды будут уклоняться от аттестации, если она станет обязательной. Не говоря уже о финансовой прозрачности рынка. Необходимо также уровнять ответственность перед потребителями туроператоров, работающих off и on-line.

В области внутреннего и въездного туризма важнейшим направлением для РСТ должно стать участие в разработке и реализации мер по снижению стоимости туристических пассажирских перевозок, повышению качества обслуживания туристов на транспорте, обеспечению взаимодействия с турбизнесом авиакомпаний и других транспортных предприятий.

В том числе важно добиться субсидирования чартерной и блочной авиаперевозки в составе пакетных туров на российские курорты, а также отмены НДС на внутренние пассажирские перевозки и снижения групповых транспортных тарифов, которые и в авиа- и железнодорожных перевозках должны быть, по законам рынка, ниже индивидуальных.

«Вообще, если говорить об авиации, надо понимать, что есть только два пути. Либо мы будем двигаться к «открытому небу», либо дрейфовать в заложники к национальному перевозчику с его дочками, внучками. Вспомните, какую роль авиакомпании сыграли в череде банкротств на туристическом рынке. И с каким трудом удалось продавить требование о обязательной выдачи туристам возвратных билетов на чартерные рейсы», – заявил Сергей Шпилько.

Проблему с автобусами для перевозки детских групп он назвал «острейшей». До сих пор РСТ совместно с Минкультуры удавалось отбивать попытки введения запрета на использование автобусов старше 10 лет. К декабрю прошлого года проект отмены этого пункта в соответствующих правилах был согласован со всеми ведомствами. Но под влиянием лоббистов автопрома введение этой нормы опять отложили, а не отменили.

РСТ всегда решительно выступал за обновление парка. И даже добивался обнуления ввозных пошлин, централизованной закупки автобусов и субсидирования, как минимум, процентной ставки по кредиту. Но, к сожалению, обнуление таможенных пошлин достигнуто только на мало эксплуатируемые трехосные автобусы. Централизованно Москва закупила 50 автобусов марки Setra. Опыт субсидирования также есть: например, в Москве компания-член РСТ получила субсидию на покупку первого автобуса класса Евро-6.

Но такими темпами проблему не решить. Надо работать над расширением практики субсидирования закупки автобусов в рамках новой ФЦП. Аналогично – и по круизным судам. «И для начала надо добиться комплексного обустройства хотя бы одного круизного маршрута и хотя бы одной автотрассы федерального значения», – заметил Сергей Шпилько.

Версия для печати