Интурмаркет 2020 02.10

«Мы должны работать на опережение»

Председатель экспертного совета по туризму при комитете Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин в своем выступлении на XVI съезде РСТ рассказал, что подготовлены поправки в закон, которые позволят работодателям учитывать расходы на отдых сотрудников при расчете налога на прибыль (22 сентября законопроект принят в первом чтении). Сенатор напомнил, что сегодня работодатель может списывать затраты по договорам на оказание медицинских услуг и по договорам личного страхования на себестоимость в пределах 6% от фонда оплаты труда. В этот же список предлагается добавить путевки на отечественные курорты и в санатории.

«Сейчас работодатели в России покупают более 110 тыс. путевок в год для своих работников за счет чистой прибыли. Согласно экономическому обоснованию, принятие законопроекта увеличит их число минимум до 220 тыс. путевок в год. А общий рост российского туристического рынка с учетом коэффициента мультипликатора составит минимум 6 млрд рублей в год», – пояснил г-н Фомин. Выплаты предлагается ограничить 50 тыс. рублей на каждого члена семьи сотрудника.

По его словам, хотя законопроект поддержан Комитетом по бюджету и налогам, продвигается он с трудом. «Мы хотим, чтобы эти деньги оставались в РФ, а не уходили на другой рынок, например, турецкий, и не позволяли там форсировать строительство новых гостиниц, центров туриндустрии. Нормальный аргумент, но дело в том, что какие-то регионы явно потеряют доходы. Краснодарский край, очевидно, выигрывает, а сибирский регион проигрывает. Не случайно почти все законодательные собрания поддержали наш законопроект: 23 – за, 3 –против. А вот губернаторы разделились – 23 поддержали, 22 категорически против», – рассказал он.

Игорь Фомин подробно остановился также на государственной поддержке туризма. «На поддержку сельского хозяйства выделяется 230 млрд рублей в год. И сельское хозяйство считает, что этого недостаточно. Объем поддержки туризма в целом, по нашей оценке, на федеральном и региональном уровнях не превышает 10 млрд. рублей. При этом вклад туризма в ВВП – 3,4%, а сельского хозяйства – 7%. Всего в два раза больше!», – пояснил депутат. И помогать туризму тем важнее, что, в отличие от убыточного аграрного сектора, он приносит прибыль.

Последние год-два в сельском хозяйстве применяется норма, когда субсидируется не предприятие, а банк, благодаря чему он может давать кредит под 5%. Так проходила посевная кампания этого года. Игорь Фомин считает, что это – замечательный механизм, именно его и надо брать, а «не мучить туриндустрию».

Еще одна проблема – финансирование ФЦП. Оно однозначно мизерное, не соответствует потенциалу туриндустрии, которая может быть настоящим драйвером всей экономики. По мнению Игоря Фомина, надо увеличивать субсидии, но есть определенный риск, как эти механизмы заработают. «Если мы предложим субсидировать покупку автобусов, но программа будет плохо работать, машины будут не востребованы, мы просто провалим эту поддержку. Не надо бояться, что на первом этапе денег может не хватать, главное, чтобы они были востребованы туриндустрией. Соответственно затем мы сможем заявить, что все средства израсходованы, надо больше давать. А если какие-то механизмы заработают криво, это только приведем к новым проблемам», – полагает депутат.

Ситуация с ограничением возраста автобусов кажется Игорю Фомину абсолютно надуманной. «Здесь никаких аргументов не нужно, настолько все очевидно. Есть законодательство РФ, оно говорит о проведении техосмотра автобусов, причем чуть ли не каждые полгода. Не можете навести порядок с частными структурами – проводите гососмотр, это же право регуляторов! Не надо перекладывать ответственность на бизнес», – сказал г-н Фомин.

По его словам, позиция профильного комитета СФ однозначная: «Мы против. Обсудили тему с представителями ГИБДД и министерства транспорта, изучили статистику и можем утверждать – нет прямой взаимосвязи между возрастом автобуса и его аварийностью. Большинство аварий с участием автобусов происходит из-за ошибок водителей», – сказал депутат.

По его мнению, в этой ситуации отрасли нужны не только опытные лоббисты. «Мы видим, что любое ДТП с гибелью людей, особенно детей, часто вообще никак не связанное ни с отдыхом, ни с детским туризмом, тут же получает мощную огласку. Идет массированная атака: старые автобусы убивают людей. Поэтому мы должны работать на опережение. Не только реагировать на такие случаи, но заранее предоставлять опровергающие материалы всем СМИ», – заметил г-н Фомин.

Глава Совета регионов РСТ, член координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ Ольга Санаева согласна, что самому турбизнесу надо действовать активнее. В октябре турфирмы проведут акцию – провезут детей на «старых» десятилетних автобусах Setra, чтобы показать их достоинства. Акция получит максимально полное освещение в прессе и на телевидении.

Кроме того, по словам г-жи Санаевой, автобусные компании сейчас активно собирают все документы о неправомерных штрафах, противоречащие друг другу указания по детской перевозке, а также статистику аварий, чтобы показать наглядно, что они не связаны с возрастом автобусов.

Версия для печати