Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Лицензирование турбизнеса отменяется?..

08:07, 24 ноября 2003

В рамках общего курса дебюрократизации экономики Правительство РФ готовит проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»» и проект постановления «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»».

В целом эти документы направлены на сокращение лицензируемых видов деятельности, перераспределение полномочий в пользу субъектов РФ по лицензированию видов деятельности, осуществляемых значительным количеством лицензиатов и имеющим наибольшее распространение на территории РФ, сокращение сроков выдачи лицензий, обеспечение открытости сведений из лицензионного реестра, дополнительную регламентацию порядка лицензионного контроля и т.д. При этом лицензирование разработчиками проектов рассматривается как крайняя мера государственного регулирования, которая должна применяться только в тех случаях, когда она не может быть заменена другими механизмами, например, обязательным страхованием предпринимательской ответственности перед потребителем или предоставлением других гарантий, госрегистрацией, сертификацией, аккредитацией, саморегулированием бизнеса предпринимательскими сообществами.

Среди прочих встал вопрос о лицензировании туроператорской, турагентской деятельности и продажи прав на клубный отдых (таймшер). Одни предлагают ограничиться отменой лицензирования турагентской деятельности, другие – отменить лицензирование таймшера, третьи – передать лицензирование туристической деятельности в ведение субъектов РФ. А наиболее горячие головы предлагают полностью ликвидировать лицензирование в сфере туризма. При этом, как часто у нас бывает, вопрос о том, как лучше позаботиться о свободе предпринимательства, решается все больше в коридорах власти, без участия самого бизнеса.

В этой связи Российский союз туриндустрии направил письмо в адрес премьер-министра страны Михаила Касьянова, суть которого сводится к тому, что, при согласии с общим курсом на дебюрократизацию экономической деятельности, отмену лицензирования в сфере туризма РСТ считает нецелесообразной. Одна из особенностей экономических отношений в сфере туризма, как и в сфере финансовых услуг, заключается в существовании исключительно высоких потребительских рисков. Услуги, реализуемые турфирмами населению, часто оказываются за рубежом и предоплачиваются полностью. Не случайно именно в сфере туризма нередки случаи массовых нарушений прав потребителей.

Если обратиться по этому поводу к зарубежному опыту, то в качестве примера можно привести исключительно жесткие системы лицензирования туристической деятельности, принятые в Великобритании, Японии, Израиле, Китае, Италии, Турции, Египте. Существует на сей счет и специальная директива ЕС "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" от 13 июня 1990 года № 90/314/ЕЕС, которая предусматривает необходимость представления "гарантий, позволяющих в случае неплатежеспособности или банкротства обеспечить возврат потребителю уплаченных им сумм и возвращение его на родину" (ст. 7), для чего "государства - члены Общего рынка могут принимать или поддерживать в силе самые строгие распоряжения в целях защиты потребителя " (ст.8).

Разумеется, все это не означает, что не нужно работать над совершенствованием самого механизма лицензирования, но сегодня у турбизнеса существуют более злободневные проблемы.

Речь, в частности, идет о пресловутом лицензировании агентской продажи авиабилетов, которое, осуществляется на основе весьма вольного и расширительного толкования статьи 9 Воздушного кодекса РФ и п.2 Федеральных авиационных правил лицензирования в области гражданской авиации, утвержденных постановлением правительства РФ от 24 января 1998 г. № 85. Более того, условием получения лицензии, в данном случае, является наличие соответствующего сертификата деятельности по продаже и бронированию авиаперевозок в соответствии с приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 10 августа 1998 г. № 28. При этом сама процедура получения соответствующего сертификата, во многом дублирующая выполнение правила IATA, для участников рынка финансово обременительна, поскольку обходится в несколько тысяч долларов и фактически монополизирована негосударственной структурой «Авиагарант» в масштабах всей страны.

Два последних обстоятельства привели к ситуации, при которой большая часть турфирм все равно продают билеты без упомянутого сертификата и лицензии, а налоговики, транспортная милиция и другие правоохранительные органы возбуждают дела по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) или ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В конечном счете, они проигрывают эти дела в судах, особенно высшей инстанции, где в ходе разбирательства выясняется неправомерность, в данном случае, самих требований лицензирования и сертификации. Но даже если суд выигран, то до этого в фирмах производится опечатка касс, выемка документов, в том бланков строгой отчетности, включая авиабилеты иностранных компаний, деятельность компании фактически парализуется, а понесенный ущерб затем никем не возмещается. Такие случаи за последнее время были в Волгограде, Самаре, Москве, Петропавловске-Камчатском. По-существу, сегодня весь турбизнес оказался в «подвешенном» состоянии, поскольку даже наличие лицензии и сертификата не освобождает фирму от ответственности за работу без этих документов до момента их получения. А своевременно получить их в условиях, когда сертификация проводится одним или даже несколькими органами в Москве практически невозможно.

Остается надеяться на то, что работа государства по ликвидации бюрократических барьеров в сфере предпринимательства не сведется только к формальным поправкам к закону РФ и постановлению правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором, кстати, нет ни слова о лицензировании продажи авиабилетов, но и продолжится в направлении ведомственной нормативно-правовой базы. Хотя, разумеется, есть и более простой путь решения этой проблемы: сама Государственная служба гражданской авиации, являющаяся правопреемником ФСВАТ, должна отменить злополучный приказ ФСВТ - до принятия соответствующего решения в высших судебных инстанциях.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно