Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

На Урале изменить ситуацию с чартерами в ближайшие два-три года вряд ли удастся

08:07, 24 декабря 2007

В начале декабря Октябрьский районный суд Екатеринбурга частично признал обоснованными претензии к авиакомпании «Уральские авиалинии» (УАЛ) двух туристов, которые не смогли вовремя вернуться домой из турецкой Антальи. Заказчиком рейса выступила московская компания «ПГС-Чартер». С ней туристам удалось договориться в досудебном порядке, а вот с авиакомпанией — нет. Суд решил взыскать с «Уральских» в пользу истцов по 275 рублей за каждый час 12−часового ожидания и еще 2 тыс. рублей в качестве моральной компенсации. «В действительности рейс не был задержан. Это было согласованное изменение времени вылета по желанию заказчика рейса - чартеродержателя. По закону ответственность за оповещение всех пассажиров лежит на туроператоре. Авиакомпания в данном случае не должна являться ответчиком по иску. Суд не учел это обстоятельство, поэтому мы намерены обжаловать решение», - сообщили в пресс-службе «Уральских авиалиний».

Раньше до суда такие дела не доходили. «В год в наш комитет поступает около 200 жалоб, связанных с туристической деятельностью, в том числе и обращения по задержкам чартерных авиарейсов. Число их растет, - рассказал председатель Комитета по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга Андрей Артемьев. - Задерживают и обычные рейсы. Но в случае задержки чартера пассажиры оказываются в более невыгодном положении: после прохождения таможенного и пограничного контроля они никуда не могут вырваться. Мне рассказывали, что в этой карантинной зоне стакан чая стоит 160 рублей! В соответствии с правилами авиаперевозок ответственность за задержку рейса несут перевозчик (авиакомпания) и турфирма, заказавшая рейс. Пока пассажиры сидят в аэропорту, они нам звонят и жалуются. Но после вылета их эта проблема больше не волнует. Американские граждане это бы так просто не оставили».

Зимняя чартерная программа уже вовсю работает, но ключевые проблемы, наиболее ярко проявившиеся в летнем сезоне-2007, не решены. В условиях значительного роста пассажирских авиаперевозок на чартерных рейсах (около 25% в год) наблюдается острая нехватка воздушных судов, способных летать за границу, и несогласованность действий авиакомпаний и туроператоров - заказчиков чартеров.

«Задержек чартерных рейсов в этом году было много. Большинство произошло из-за неисправности самолетов, - считает директор филиала московской турфирмы “Инна тур” в Екатеринбурге Ольга Голик. - Последние десять лет российские авиакомпании практически не обновляли парк, пытаясь максимально использовать имеющиеся суда, что теперь и приводит к их частым поломкам. Эта проблема характерна для всех перевозчиков, поэтому опора на несколько авиакомпаний туроператорам не поможет. Изменить ситуацию в ближайшие два-три года вряд ли удастся. Единственный выход - обновление парка самолетов».

Среди авиакомпаний Урало-Западносибирского региона наибольшее число задержек чартерных рейсов свыше трех часов (69) набрали за это лето, по данным Росавиации, «Оренбургские авиалинии». Главная причина - нехватка резервных самолетов. Авиакомпания выполняла полеты преимущественно в Турцию из Оренбурга, Москвы, Самары, Ульяновска, Магнитогорска и других российских городов. Но воздушных судов на эти цели у нее оказалось мало: всего пять Boeing-737, взятых в лизинг. Зимой «Оренбургские» планируют летать из тех же городов (кроме Самары) в основном в Египет. Во избежание повторения задержек Росавиация сократила перевозчику чартерную программу сезона на 10%. Как сказал заместитель генерального директора по производству «Оренбургских авиалиний» Борис Давыдов, чтобы обеспечить резерв воздушных судов в полном объеме, перевозчик вернул себе два самолета Ту-154, которые ранее сдал в аренду другим авиакомпаниям.

При этом «Оренбургские» - в числе лидеров в Уральском регионе по темпам обновления авиапарка: за два года приобретено пять Boeing-737. За последние полгода (лето-осень) авиакомпании Урала и Западной Сибири купили только пять самолетов, способных осуществлять полеты за рубеж (один Boeing-737 «Оренбургские» и четыре ATR-42 UTair). Причем все воздушные суда западного производства, имеющиеся у местных авиакомпаний, выпущены в прошлом веке. Когда готовилась статья, поступила информация о том, что Росавиация и Ространснадзор совместным распоряжением ввели запрет на полеты в Европу, в том числе одного Ту-154 и одного Boeing-737 «Оренбургских авиалиний». Отметим: небо впервые закрывается для самолетов западного производства.

По мнению начальника службы по связям с общественностью авиакомпании UTair Юрия Мушихина, регулярность полетов зависит, прежде всего, от качественного обслуживания авиапарка: «Поэтому основные усилия нашей авиакомпании направлены не на увеличение числа резервных воздушных судов, так как они всегда предусмотрены в достаточном количестве, а на поддержание самолетов в исправном состоянии».

В летний сезон-2007 UTair выполнила 391 международный чартерный рейс (в предыдущем — 324). Основные направления — Турция (Анталья), Болгария (Бургас), Египет (Хургада). Аэропорты вылета из России: Сургут, Тюмень, Нижневартовск, Уфа, Самара, Калининград, Москва. Этой зимой авиакомпания совместно с местными туроператорами летает из Сургута и Нижневартовска в Таиланд. «UTair никогда не утверждает программу рейсов, не имея подтверждений о приеме из аэропортов отправления, — заверил Юрий Мушихин. — Возникающие проблемы при согласовании времени прилета/вылета решаются путем переговоров, всегда находится компромисс, устраивающий все три стороны: перевозчика, заказчика и аэропорт. Также наша компания никогда не согласовывает объем перевозок больший, чем может выполнить. Мы всегда имеем резервные воздушные суда».

В «Уральских авиалиниях» также считают, что проблемы с резервными самолетами у них нет. «В самом начале летнего сезона этого года у нас были задержки чартерных рейсов, связанные с несогласованностью слотов в Кольцово, но затем этот политический вопрос был решен. Что касается резервных воздушных судов, которые должны быть предоставлены не позже трех часов с момента задержки рейса, то они у нас всегда есть», - сообщил коммерческий директор авиакомпании Кирилл Скуратов.

Этим летом в сравнении с предыдущим число выполненных чартерных рейсов «Уральских авиалиний» увеличилось примерно на четверть. В летний сезон-2007 компания сотрудничали примерно с десятью туроператорами, выполняя рейсы из Екатеринбурга, Челябинска, Самары, Москвы и Перми в Египет, Турцию, Черногорию, Грецию, Хорватию и на Кипр. Количество чартеров в этот зимний сезон также увеличилось в сравнении с прошлогодним примерно на 25%. «Летаем преимущественно в Европу, на горнолыжные курорты Германии и Австрии. Кроме того, в Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Вьетнам (уже третий год подряд)», — рассказал Кирилл Скуратов.

Авиакомпания «Авиапрад» в этом году приступила к выполнению зимней чартерной программы впервые, летает из Екатеринбурга и Челябинска в основном в страны Европы и Египет. «В летний сезон мы сотрудничали с шестью туроператорами, преимущественно федеральными. Внешние чартеры — в Турцию, Италию, Испанию, внутренние — в Сочи. Объем перевозок был очень большой, при этом сбой произошел только один, и не по нашей вине. Росавиация несвоевременно подала списки по Испании, поэтому нам не дали разрешение на полет в эту страну. Но мы всех пассажиров увезли рейсами “Аэрофлота”, — отметила гендиректор “Авиапрада” Елена Прохорова. — У нас достаточное число резервных воздушных судов, за границу летают и Boeing, и даже Як-42. В следующем году планируем приобрести в лизинг еще пять самолетов Boeing-757».

Заметим, что процент задержек авиарейсов по причине неисправности самолета, неприбытия вовремя резервного воздушного судна или несогласованности слота узнать практически невозможно: Росстат фиксирует только две причины задержек - неблагоприятные метеоусловия и отсутствие горюче-смазочных материалов. По данным Екатеринбургского филиала Росавиации (контролирует деятельность аэропортов в Екатеринбурге, Челябинске и Магнитогорске), в ноябре этого года из 1832 совершенных авиарейсов 345 (19%) были выполнены с опозданием, в том числе по метеоусловиям - 125 (36% всех задержек), из-за отсутствия ГСМ - всего один. Получается, что остальные причины задержек (почти две трети) аэропорты и авиакомпании могут трактовать по своему усмотрению.

Взаимоотношения перевозчика с заказчиком чартерного рейса оказывают не меньшее влияние на реализацию чартерной программы, чем техническое состояние парка воздушных судов. Краеугольным камнем в этих взаимоотношениях остается вероятность изменения цены на авиаперевозку. Недавнее повышение цен на авиационное топливо в первую очередь отразилось именно на стоимости чартеров.

«В связи с подорожанием керосина мы уже повысили цены на чартеры, хотя и несущественно, всего на 5%. На регулярные пассажирские перевозки пока цены не повышаем. Возможно, они повысятся с февраля, тоже примерно на 5%», - говорит Кирилл Скуратов. Юрий Мушихин также отметил, что «увеличение стоимости керосина, несомненно, отразится на стоимости чартерных рейсов и цене авиабилета». Елена Прохорова утверждает, что схема перерасчета стоимости рейса для чартеродержателей абсолютно прозрачна и всем понятна: «В каждом нашем договоре с туроператором указывается объем топлива и его цена, от которой рассчитывается стоимость рейса. Недавнее повышение цен на керосин, конечно, отразилось на стоимости чартерных перевозок. Но мы повысили их ровно настолько, насколько повысилась цена на керосин, ни на копейку больше. Что касается регулярных пассажирских авиаперевозок, то там конкуренция так высока, что цены повышать сложно».

Однако чартеродержатели обвиняют перевозчиков в фактической спекуляции керосином, покупаемым в аэропортах. «Авиакомпании часто завышают для туроператоров стоимость топлива. У нас было несколько разбирательств в ФАС. После вынесения решения авиакомпании на некоторое время снижают цены, а потом снова поднимают. Это стандартная ситуация», - подчеркивает Ольга Голик.

Тем не менее, неразберихи при выполнении зимней чартерной программы из Уральского региона ожидается значительно меньше, чем полгода назад: все-таки объемы авиаперевозок гораздо ниже, чем летом. Для авиакомпаний предстоящие зимние и весенние месяцы должны стать временем серьезной подготовки к летнему сезону-2008. Она подразумевает расширение парка современных воздушных судов для осуществления заграничных рейсов и отработки системы взаимоотношений с туроператорами. (Эксперт Урал)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно