Калуга

Уральский турбизнес прикроет окно в Европу?

Уральские туроператоры готовятся сокращать программы по Европе: самостоятельные путешествия подорвали спрос на готовые туры. Тем, для кого это направление базовое, придется пересмотреть приоритеты.

 

Простота самостоятельного оформления документов для въезда в ЕС стала причиной дисбаланса спроса и предложения на рынке туруслуг, рассказала генеральный директор компании «Русский экспресс» Наталья Алешина, подводя итоги 2013 г. на заседании Координационного совета по выездному туризму в Екатеринбурге. «Туристы увидели, что сегодня можно без особых проблем самостоятельно бронировать даже визовые направления, потребность в услугах туроператоров снизилась, – отметила г-жа Алешина. – С другой стороны, многие вип-клиенты по каким-то причинам переориентировались на пляжный отдых, поэтому европейское направление у туроператоров значительно просело по выручке. В следующем году его, наверное, придется сокращать. Как и горнолыжные направления, спрос на которые тоже существенно снизился».

 

По прогнозам Натальи Алешиной, популярностью в следующем сезоне будут пользоваться, в частности, Шри-Ланка и Мальдивы.

 

По словам гендиректора турфирмы «Мир» Сергея Бузько, «дикий» отдых сегодня занимает примерно треть уральского рынка туризма. В такой ситуации турфирмам стоит осваивать новые сервисы: «В этом году мы получим негативные отчеты о прибылях и убытках по ряду массовых направлений. Местный турбизнес очень специфичен в силу высокой конкуренции и превышения предложения над спросом. Раньше денежные клиенты позволяли операторам ежегодно открывать новые направления, а теперь, как ни странно, склонны к дисконтному пляжному отдыху. Потеряло в спросе лыжное направление. Шенгенские «дикари», конечно, за последний год здорово снизили спрос на услуги туркомпаний. И в этой ситуации выжить можно, только если ты занимаешься комплексным бизнесом, сочетая индивидуальные программы и персональный сервис в выездной работе и развитие внутреннего туризма».

 

Рынок в целом пока не ощущает сильного ущерба от «дикарей», но ситуация может измениться, когда нынешние технологии бронирования усовершенствуются, а россияне лучше изучат язык, отмечает директор по маркетингу компании «Джакарта Travel» Сергей Федулов.

 

«Европу проще бронировать самостоятельно, чем другие направления, – отметил г-н Федулов в беседе с екатеринбургским «Деловым кварталом». – Особенно тем, у кого уже есть опыт таких путешествий, кто хорошо знает язык, располагает свободным временем и хочет сэкономить. Но всегда есть туристы, которые готовы платить оператору». По оценке Сергея Федулова, сегодня объем самостоятельных туров занимает 10-15% рынка по всем направлениям. «Для турбизнеса в целом это не критичный показатель, – говорит эксперт. – Но тем, кто специализируется на Европе, приходится создавать новый продукт, предлагать новые направления, страны, услуги. Тех, у кого в приоритете Азия, это касается не так сильно».

 

Логично, что в этой ситуации авиаперевозчики, не зависящие от ситуации на рынке туроператоров, спада по европейским направлениям не наблюдают. Даже после того, как Lufthansa и Alitalia объявили о закрытии ряда своих прямых рейсов из Екатеринбурга в страны ЕС. Точкой роста для авиаперевозок сегодня считаются арабские страны. «Европа востребована у пассажиров из Екатеринбурга, – рассказала представительница «Уральских авиалиний». – То, что два европейских перевозчика решили уйти с этих направлений, связано исключительно с их внутренней экономикой, а не со спадом спроса. Мы, например, увеличили число рейсов в Прагу, в Европу летаем круглогодично. С другой стороны, сегодня мощно развивается направление ОАЭ, но на сколько хватит запаса этого роста, пока непонятно».

 

О ситуации на рынке пассажирских авиаперевозок говорит начальник отдела по авиационному маркетингу УК «Аэропорты регионов» Дмитрий Заикин: «Объем перевозок в России растет опережающими темпами по сравнению с европейским рынком. Сегодня распределение между внутренними и международными перевозками из аэропорта «Кольцово» – 50 на 50, но надо учитывать, что много пассажиров, улетающих в Москву, пересаживаются там на зарубежные рейсы. С учетом этого объем международных авиаперевозок превышает 50%».

 

По словам г-на Заикина, по зарубежным перевозкам рост в два раза показала Италия, также за год выросло число перелетов в Грецию. В то же время снизились объемы перевозок по таким традиционно «пляжным» направлениям, как Египет и Турция.

Версия для печати