Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Бизнесменам требуется особый подход

08:07, 25 июня 2003

Деловой туризм – понятие на российском туристическом рынке относительно молодое. Однако, в соответствии с общемировой тенденцией, этот вид путешествий начинает активно развиваться и у нас. Например, как было озвучено на региональной научно-практической конференции «Культура и наука Санкт-Петербурга и Ленобласти – важнейшие факторы развития туризма на Северо-западе России», доля деловых туристов (67,5%), прибывающих в Северную столицу, превышает число тех, кто посещает город с другими целями (лечение – 1,7%, отдых – 20,3%, другое – 11,5%).

Еще в 1970-х годах специалисты Всемирной ассоциации центров международной торговли пришли к выводу, что темпы экономического роста каждой конкретной страны, а также ее бизнес-привлекательность напрямую зависят от уровня развития в ней делового туризма. Статистика показывает, что сегодня каждая четвертая туристическая поездка в мире совершается в связи со служебной необходимостью. И хотя деловые путешественники в общем турпотоке составляют всего 20-25%, на них приходится до 60% общего оборота туриндустрии.

Можно назвать несколько причин, которые делают деловой туризм одной из наиболее динамично развивающихся областей экономики. Во-первых, он менее других страдает от изменяющейся политической обстановки в мире. Во-вторых, отличительной чертой бизнес-программ является их независимость от сезона. В-третьих, обычно деловые поездки планируются задолго – как минимум, за полгода, что делает их динамику прогнозируемой и стабильной. И, наконец, доходность - при организации бизнес-туров идет ориентация на потребителя услуг среднего и высокого уровня. Ведь, по последним данным ВТО, расход на среднестатистического участника конгресса составляет 1540 евро в день.

Согласно прогнозам специалистов ВТО, в ближайшие 10 лет в мире ожидается настоящий бум бизнес-туризма. Количество деловых поездок вырастет примерно в 3 раза (с 664 млн. в год до 1,6 млрд.). При этом доходы от делового туризма увеличатся примерно в 5 раз и достигнут $2 трлн. в год. Россия здесь также должна сыграть определенную роль. Обороты туротрасли в странах бывшего СССР на 2003 г. могут составить более $46 млрд. При ежегодном росте в 6,9% к 2013 г. они достигнут почти $111 млрд., а доля России среди этих государств по разным оценкам составляет от 80 до 90%.

Несмотря на такие радужные перспективы, деловой туризм и обеспечивающая его инфраструктура находятся в нашей стране на самом зачаточном уровне. Говоря об этом Елена Суворова, президент Ассоциации делового туризма, отмечает ряд факторов, которые могли бы серьезным образом изменить подход к деловому туризму в России. Среди них: активная государственная политика, совершенствование законодательства, поддержка деятельности соответствующих общественных организаций, адаптация и продвижение международных стандартов и технологий, создание сети региональных консалтинговых структур, а также профессиональная подготовка кадров.

Потребности деловых путешественников специфичны: с одной стороны, они имеют в своем распоряжении достаточное количество финансовых средств, а с другой – нуждаются в очень четком и пунктуальном исполнении всех услуг, которые предусмотрены конкретным туром. Это определяет и уровень развития инфраструктуры и сервиса, которого необходимо достичь для достойного приема бизнес-туристов в России. Так, тормозящим моментом до сих пор являются общеизвестные проблемы с получением виз для въезда в РФ, бюрократические формальности с оформлением приглашений и т.п. С другой стороны, существует целый блок вопросов, связанных с качеством приема иностранных туристов. Скажем, до сих пор в России не введена система классификации отелей. То же самое можно сказать и в отношении профессиональной сертификации обслуживающего персонала гостиниц. В транспортной сфере деловые туристы так же требуют VIP-обслуживания. Приведем только один пример: воздушный кодекс РФ был принят в 1997 г., а правила обслуживания и, в том числе, многие вопросы сопутствующие коммерческой деятельности авиапредприятий и перевозчиков регламентируются документами еще 1970-х гг.

Работа по приведению правил обслуживания в соответствие с современными условиями постепенно ведется. Евгений Писаревский, советник аппарата Комитета по культуре и туризму Госдумы РФ, говорит, что отмеченные выше вопросы уже начали прорабатываться на федеральном уровне. В частности, серьезное значение имеет появившаяся недавно в бюджете строка расходов на продвижение туризма. Тем не менее, для того чтобы создать в нашей стране конкурентоспособную индустрию MICE, необходимы совокупные усилия как государственного, так и частного сектора экономики. Реальные же сдвиги начнутся только тогда, когда от всестороннего обсуждения названных проблем произойдет переход к фактическим действиям. («Газета для путешественников», Санкт-Петербург, специально для RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно