Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Черное море не должно быть белым пятном на круизной карте

08:07, 25 июля 2006

20 июля в рамках организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) прошел круглый стол «Возобновление пассажирского движения на Черном море». В нем приняли участие представители морских портов России, Украины, Болгарии, Турции, Румынии, Грузии и Греции, Министерства транспорта РФ. Инициатором встречи выступила Россия как председатель ЧЭС с мая по октябрь 2006 года.

По общему мнению участников, тема прошедшей встречи весьма актуальна и откладывать ее обсуждение нельзя. Ситуацию с пассажирскими перевозками на Черном море иначе как критической не назовешь. Начиная с 90-х годов XX века, после распада СССР, объем круизного туризма и просто пассажирских перевозок в регионе Черного моря снизился почти в три раза. В 70-80-е годы только на знаменитой крымско-кавказской круизной линии перевозилось ежегодно порядка 135 тыс. пассажиров, из них российских туристов – не менее 100 тыс., иностранных – около 18 тыс. Сейчас круизов по Черному морю нет. А некоторые международные операторы, как это ни прискорбно, вообще не в курсе, что Черное море можно рассматривать с «круизной» точки зрения. И хотя в последние два года наметилась некоторая тенденция к росту пассажирских перевозок, их объем на Черном море составляет лишь 3% от общего объема перевозок на Средиземном море.

Между тем, круизная индустрия во всем мире сохраняет рекордные темпы роста (более 8% ежегодно), опережая среднеотраслевые. Всего в мире кораблями перевозится 13,4 млн. туристов, а к 2010 эта цифра достигнет 17 млн. Активно развивается европейский рынок. Только в Средиземном море порты принимают ежегодно 2150 судозаходов, которые перевозят не менее 1,7 млн. человек. Все страны-участницы ЧЭС заинтересованы в совместном использовании акватории Черного моря и создании общих круизных программ. Однако пока на Черном море нет ни одного порта, который бы взял на себя роль организатора этого движения. Не исключено, что им станет порт Сочи. По крайней мере, со стороны руководства именно этого порта прозвучало несколько конструктивных предложений, в том числе призыв создать пул портов (Сочи, Батуми, Севастополь, Ялта. Одесса. Варна, Несебр, Констанца, Стамбул). Только объединение, по словам генерального директора сочинского морского порта Давида Ступельмана, позволит решить проблемы, мешающие сейчас развитию круизного и пассажирского судоходства в этом регионе.

Правдами, вряд ли здесь можно обойтись усилиями лишь портов. Проблема требует системного подхода как на уровне отрасли, смежных отраслей, так и государства в целом. Среди главных сдерживающих факторов – отсутствие собственно круизного флота на Черном море, высокий уровень портовых сборов. Так, по данным компании «Совкомфлот», портовый сбор в Сочи составляет 17 тыс. евро, в Одессе – 32 тыс., в то время как в порту Перей (Греция) – лишь 6 тыс., в Чивитавеккья (Италия)– 12 тыс. При этом ежегодные вложения в совершенствование инфраструктуры зарубежных портов, в модернизацию терминалов составляют сотни миллионов евро.

Серьезной проблемой в развитии круизного туризма, по словам президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, являются таможенные пошлины не только на круизные суда, которые вместе с НДС составляют 23%, но и на экскурсионные автобусы, которых к современному круизному судну надо подать не один десяток, причем, соответствующих стандартам хотя бы евро-3. Важно также, подчеркнул г-н ШПилько, чтобы на пути круизной индустрии не вырастали такие проблемы, как попытки отмены 72-часового безвизового пребывания круизных судов, которые с большим трудом удалось отстоять на стадии обсуждения в Госдуме, а сход круизных туристов на берег не был омрачен двухчасовой очередью на паспортно-таможенном контроле. Все упирается в государственную поддержку развития туриндустрии вообще и круизного рынка в частности – без внятного импульса со стороны государства процесс вряд ли пойдет быстро.

Как сказала RATA-news директор департамента круизов компании «Ланта-тур вояж» Дарья Евстигнеева, возрождение черноморских круизов – идея, несомненно, замечательная. Такие программы, считает она, наверняка пойдут на ура. После того как перестала существовать компания «Примэкспресс», спрос на такого рода отдых остается нереализованным, а ниша на круизном рынке – незанятой. У организаторов таких круизов будет масса преимуществ перед нынешней формой работы, ведь до Черного моря можно добраться не только на самолете. Круизы можно организовать по безвизовым странам и продавать их до самой последней минуты. Проблема, по мнению г-жи Евстигнеевой, только в одном – нет самого продукта. А на его создание и приобретение судов понадобятся годы. (Светлана Ставцева, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно