Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Тайны Кносского дворца

08:07, 25 августа 2006

Мы продолжаем рассказ о пресс-туре в Грецию, на остров Крит (RATA-news от 18, 21, 22, 23 и 24 августа 2006), организованный московской фирмой «Пантеон» совместно со своим греческим партнером – компанией Aldemar.

В 1878 году грек с судьбоносным именем Минос Калокеринос, наткнулся на огромные, в человеческий рост глиняные бочки – пифосы – один из складов неведомого дворца. Сам Шлиман пытался купить у турок вожделенный участок. В 1890 году он достался американскому ученому Артуру Эвансу, хранителю музея в Оксфорде. К нему попала редкая печать, подарок одного англичанина, путешествовавшего по Греции. Эванс приехал в Афины и обнаружил еще несколько подобных печатей, покрытых изображениями фантастических существ и непонятными знаками. Все владельцы печатей единогласно утверждали, что добыли их на острове Крит. Сюда и направился Эванс. И с той поры вся его долгая жизнь, 92 года, была связана с Критом. В марте 1900 года он начал раскопки древней столицы Крита – города Кносс и нашел легендарный лабиринт. Эванс открыл не просто дворец, а новую, неведомую, ни на что непохожую цивилизацию. Он не удовлетворился сохранением руин, а частично восстановил дворец, использовав железобетон, за что подвергся яростным нападкам.

Раскопки Кносского дворца (фото) явили миру уникальные свидетельства высочайшего уровня древней цивилизации – предметы быта и произведения искусства – фрески, саркофаги, сосуды, украшения, которые позволили восстановить облик цивилизации, от которой не осталось письменных свидетельств. Все это можно увидеть в археологическом музее Ираклиона.

Сложная архитектура дворца, где было более 1500 помещений самого разного назначения, с внутренними световыми колодцами, мастерски продуманной системой водоснабжения и канализации, общей площадью 22 тыс. кв. м, действительно похожа на лабиринт. Слово лабиринт происходит от слова «лабрис», которым называли двойную секиру, символический минойский знак, обнаруженный не только в Кноссе. Его предназначение до сих пор точно неизвестно. Гигантский дворец царей Кносса был главным центром могучей Критской державы, средоточием ее административной, хозяйственной, художественной и политической жизни. Во дворец вела широкая каменная лестница, по бокам ее располагались колонны своеобразной и очень красивой формы: они расширяются не вниз, а вверх. Во дворце был тронный зал, парадные и хозяйственные помещения, комнаты для отдыха, бассейны. Стены украшали изумительные по мастерству исполнения фрески, воскрешающие картины жизни и быта подданных царя Миноса. Они отличаются оригинальностью, изяществом и живостью, большинство тем было заимствовано из повседневной жизни и окружающей природы. Эванс дал им названия: «Парижанка», «Танцовщица», «Дамы в голубом», «Игры с быком», «Разъяренный бык», «Несущие воду», «Принц с лилиями» или «Царь-жрец». Одна из самых известных – фреска с дельфинами, украшавшая покои царицы в Кноссе.

Характерными произведениями минойской культуры являются керамика и вазовая живопись. Статуэтки из фаянса, стеатита, камня, слоновой кости, предметы культа, сосуды, инструменты, оружие, перстни-печати, украшения из золота говорят нам о высочайшем искусстве минойских мастеров и уникальности древней цивилизации. Приковывает внимание знаменитое золотое украшение – две осы соединенные каплей меда – образец минойского ювелирного искусства. Две фаянсовые статуэтки – «Большая богиня со змеями» и «Малая богиня со змеями» поражают воображение, они созданы в 16 веке до н.э. Ритон – сосуд из стеатита в виде головы быка, позволяет представить, как, возможно, выглядел Зевс, похитивший Европу.

О культе минойцев известно немного. Для них природа всегда была чем-то божественным и олицетворялась с богиней-матерью. Она была повелительницей диких зверей, гор и лесов, покровительницей плодородия, царицей подземного мира, воплощала материнство. Роль женщины в Минойском обществе была определяющей. Женщины принимали участие в собраниях, состязаниях, религиозных обрядах, красиво одевались и причесывались. Основу религии составлял пантеон женских божеств, связанный с природой и плодородием. Их поистине божественные лики сохранились на фресках, вазах и увековечены в скульптурах.

Стихии морских катаклизмов, бурь, разрушительных землетрясений и гроз ассоциировались у минойцев с образом могучего и свирепого бога-быка. Отсюда особый культ этого животного и мифы, связанные с ним. Ритуальные игры с быком, присущие только минойской цивилизации, запечатлены на фресках. В числе подвигов, совершенных Гераклом, есть и одоление Критского быка, изрыгавшего пламя: весьма вероятно, что это не только отражение победы греков в борьбе с критянами, но и катастрофы, постигшей Крит.

Удивительная гармония красок, ярких и пастельных, нежных и вызывающих, красота и изящество женщин, сила и мужественность мужчин, изображенных в сложных ракурсах, передающие динамику движения переносят нас в те далекие времена. И порой кажется, что человечество что-то безвозвратно утратило, что тайны минойцев так навсегда и останутся для нас неразгаданными. (Олеся Брукс, RATA-news)

www.panteon.ru

Обсудить в telegram

вам может быть интересно