Интурмаркет 2020 02.10

Kuoni выходит из бизнеса в России

Швейцарский туристический холдинг Kuoni, который начал работу в России в 2007, планирует найти нового инвестора своим российским активам. В России, как в Италии, Испании, Бельгии и Нидерландах, турбизнес принес холдингу лишь убытки и больше не представляет для него интереса. В пресс-релизе Kuoni сказано, что компания изучает возможности выхода из этих активов: возможна как полная, так и частичная их продажа или просто закрытие.

В 2007 году Kuoni купил 80% российского туроператора «Мегаполюс турс», чей товарооборот тогда превышал €30 млн. Но потом Kuoni с сожалением констатировал, что его бизнес в России убыточен. И в прошлом году накануне летнего сезона «Мегаполюс турс» объявил, что отказывается от массовых чартерных программ, «которые предполагают недостаточный уровень рентабельности для покрытия соответствующих операционных расходов в связи с жесткой ценовой конкуренцией». Тем самым Kuoni решил сосредоточиться в России исключительно на индивидуальных турах. По итогам 2011 года заявленный товарооборот «Мегаполюс турс» снизился на 40%, до 1,29 млрд. руб. (около €31,5 млн). Число отправленных за границу туристов снизилось на 46%, до 35,491 тыс. человек. Но как следует из заявления Kuoni, в России турхолдинг по-прежнему теряет деньги.

Напомним, ранее главный конкурент Kuoni швецарский холдинг Hotelplan также был вынужден уйти из России. В 2008 году вслед за Kuoni он приобрел 51% в российском туроператоре «Асент Трэвел», однако убытки заставили его в 2012 году продать свой контрольный пакет в этой компании.

По словам генерального директора «Мегаполюс турс» Виктории Кизимовой, руководство холдинга проинформировало ее о грядущих изменениях. «Однако пока все остается по-прежнему. Сотрудники работают в прежнем составе, неизменными остаются отношениями с партнерами», – сказала она RATA-news.

Kuoni — крупнейший турхолдинг Швейцарии, имеющий свои представительства в 60 странах. Выручка компании в 2011 году достигла €4,144 млрд., чистая прибыль — €27 млн. Капитализация – €883 млн.

Это не первый западный туристический холдинг, который решил покинуть российский рынок. Напомним, что в мае с.г. появилась информация о продаже швейцарской компанией Hotelplan контрольного пакета туроператора «Асент Трэвел», приобретенного в 2007 году. Причина та же – нерентабельность бизнеса. При выручке €62,6 млн. операционный убыток «Асента» в 2011 году достиг €9,7 млн.

В 2009 году немецкая Rewe Touristik закрыла работавшую в России с 2003 года компанию ITS. Она так и не смогла занять лидирующие позиции на рынке, как планировалось, и, по мнению участников рынка, была убыточной.

Уже в этом году о закрытии своего российского турбизнеса объявила Finnair Group, которая в 2007 году купила за €2,5 млн. петербургскую турфирму «Калипсо» и на ее базе создала оператора «Ауринко». В Россию по-прежнему верят лишь самые крупные западные туроператоры — TUI Travel и Thomas Cook. Но с октября 2011 по март 2012 года они зафиксировали в России ?13 млн и ?10,5 млн убытка соответственно, пишет «Коммерсантъ».

Российские инвесторы еще быстрее разочаровываются в турбизнесе, о чем свидетельствует история «Инны тур». Компания была создана в 1992 году Инной и Игорем Бельтюковыми, в 2001 году перешла под контроль группы «Гута». Позже «Инна» была продана холдингу «ВИП Сервис». Туроператор вновь привлек к себе внимание в 2011 году, вскоре после краха «Капитал тура». «ВИП Сервис» объявил о продаже 100% «Инны тур» группе «Ре-инвест» Алексея Алякина. Г-н Алякин обещал инвестировать в приобретение до $10 млн., чтобы сделать компанию лидером отрасли. Но уже через два месяца новый владелец разобрался, что к чему, и дал «задний ход».

Версия для печати