Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Кадры для турбизнеса – дело рук самого турбизнеса

08:07, 25 октября 2007

На первый взгляд, индустрия гостеприимства Санкт-Петербурга имеет хороший кадровый ресурс: активная молодежь, профессиональная старая школа. Многие вузы успешно реализуют программы, связанные с туризмом и гостиничным бизнесом. И все же специалисты отмечают недостаток ныне существующей системы обучения - она оторвана от практики.

Пресс-служба Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии совместно с газетой «Санкт-Петербургские ведомости» попыталась выяснить у представителей различных сфер туристического рынка Петербурга - насколько остро стоит сейчас кадровая проблема в отрасли?

Вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев:

- Решать проблему кадров СЗРО РСТ пытается путем создания системы тренингов, которая позволит максимально приблизить теорию к практике, а также с помощью ежегодной «сверки часов» - городского межвузовского конкурса «Новые лица туризма». Его задача - оценить навыки студентов и предоставить им возможность реализовать знания на практике с помощью профессиональных стажировок. Очередной конкурс состоялся 2 октября 2007 года. Все финалисты получили пакет стажировок во многих известных туристических организациях за рубежом, а это лучшее начало успешной карьеры в любой сфере деятельности.

Коммерческий директор ГТК «Россия» Игорь Морачев:

- Туристический рынок и его развитие в значительной степени определяют политику авиаперевозок. Возникают новые направления, возрастают пассажиропотоки. Мы должны тщательно, отслеживать его динамику, грамотно и оперативно реагировать и, если нужно, перестраивать свою коммерческую политику.

Сегодня специалистов по менеджменту в авиаперевозках в Петербурге готовит лишь одно учебное заведение – Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. Увы, пока уровень подготовки выпускников чаще вызывает определенное беспокойство, чем удовлетворение. На их адаптацию к реальным условиям труда порой требуется несколько лет.

Сейчас наши отношения с Университетом гражданской авиации выходят на принципиально новый этап. Мы формируем целевой заказ на специалистов определенного профиля исходя из наших реальных потребностей. Высказываем определенные пожелания в отношении учебных курсов и программ. В идеале мы хотим получить молодых специалистов с высоким уровнем базовой подготовки, включая языки, знания в области международного воздушного права и современных методов управления бизнесом. Ну и, конечно, - с желанием работать, постоянно учиться, совершенствовать свою квалификацию.

Генеральный директор компании «Эльба-групп» Саша Шмидт:

- Кадровая ситуация в ресторанном бизнесе - отвратительная.

Нормальных специалистов для нашей сферы не готовит ни одно учебное заведение не только в Петербурге, но и во всей России! Ни официантов, ни менеджеров, ни поваров. Уровень сервиса у нас ни по каким параметрам не соответствует мировому. Несколько лет назад мы заключили договор с одной швейцарской фирмой по созданию школы ресторанного и гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге. Швейцарцы приехали, изучили обстановку в ресторанах и гостиницах города, мы разработали программы, бизнес-планы. И все это ничем не кончилось. Не удалось найти площадку, где можно было бы людей обучать и где они могли бы применять свои знания на практике.

Пытались мы сами вырастить кадры, вкладывались в них, но как только человек приобретает квалификацию и опыт, его сразу же кто-нибудь перекупает. В городе ежедневно открывается с десяток новых ресторанов. Этот мир достаточно прагматичен и циничен. Отсутствие системы закрепления кадров – одно из наших самых больных мест. Все, кто хотят стать профессионалами в нашей области, едут, скажем, в Швейцарию. Вы хотите спросить, почему там учат, а у нас нет? Да потому что у нас людей в течение 70 лет отучали нормально работать.

Генеральный директор компании «Санкт-Петербург Экспресс» Людмила Иванова:

- Думаю, что проблема кадров в туриндустрии - едва ли не самая важная. Беда в том, что туризму сегодня учат все, кому не лень. А отсюда, разумеется, неизбежные потери качества. Ведь найти достаточное количество квалифицированных педагогов очень сложно. И выпускников нередко приходится обучать практически с нуля.

Разумеется, практические специалисты, и весьма хорошего уровня, в городе есть. Но, во-первых, они, как правило, загружены своими непосредственными обязанностями и не хотят отвлекаться на преподавательскую работу. Во-вторых, далеко не каждый из них обладает педагогическими способностями. Многим вещам и научить-то невозможно, они постигаются только с опытом. Допустим, придя на работу в турфирму, человек специализируется на Греции. Чтобы заинтересовать клиента, ему надо знать и историю, и культуру, и природные особенности этой страны, иметь четкую информацию о вариантах размещения, о транспорте, о визовой процедуре и многом другом. На студенческой скамье таких практических знаний по каждой стране не получишь, надо добирать непосредственно на рабочем месте. Вот и получается, что эффективно работать в сфере туризма может только широко образованный человек.

Финансовый директор компании «Тез Тур» в Санкт-Петербурге Юрий Богданов:

- По поводу кадровой политики в туриндустрии существует два мнения. Одно принадлежит практикам, которые не сталкивались с системой подготовки специалистов в вузах. Они, разумеется, жалуются, что вузы готовят плохо. Но есть и другой подход к этой проблеме – со стороны компаний, которые сами активно участвуют в обучении студентов, берут их на практику, обеспечивают стипендией и в процессе работы готовят «под себя». Этим, в частности, занимается и наша фирма. Студенты у нас работают не только в российских офисах, но и в зарубежных представительствах. Практикуются в языке, изучают страну, по которой потом будут специализироваться. Разумеется, эти люди адаптируются к реальным условиям гораздо быстрее, легче делают карьеру.

Вузам, конечно, надо бы несколько скорректировать систему своей работы. Например, когда студент защищает диплом, оказывается, что ему уже год как не читают теоретических дисциплин, и он все это благополучно успел забыть. У нас есть договоры о сотрудничестве с вузами. Мы принимаем участие в формировании учебных планов, присутствуем на вступительных экзаменах. Разумеется, есть образовательные стандарты, которые трогать нельзя. Но, например, факультативы мы имеем возможность формировать по своему видению, оперативно подключать то, что требует современный туристический рынок, и что еще не дошло до разработчиков официальных учебных программ. Думаю, наш опыт был бы полезен и другим крупным фирмам.

Государственных туристических компаний у нас нет, и формирование кадров туриндустрии – это «внутреннее» дело вузов и турбизнеса. И все же косвенно государство на эту политику влияет – через расстановку приоритетов. Для престижа и выгоды страны, конечно, важнее въездной туризм. Поэтому все силы и средства брошены туда. Соответственно готовятся и кадры. Но ведь миллионы наших людей едут в качестве туристов за границу. И постоянно жалуются: их плохо обслужили при продаже туров, не предоставили необходимой информации, сотрудники представительств за рубежом некомпетентны! А все потому, что обучение технологиям выездного туризма в вузах – в зачаточном состоянии! Думаю, в процессе укрупнения турбизнеса все стабилизируется. Появится возможность заниматься этими проблемами более плотно и на другом уровне.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно