Калуга

Вьетнам и Таиланд задают тон на зимнем чартерном рынке Сибири

«Сибирские» планы операторов на зимний сезон почти повторяют прошлогодний расклад. Прямые чартеры заявлены из Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Кемерово, Омска, Томска, Барнаула, Новокузнецка и Абакана. Объем всей сибирской программы – около 220 тыс. кресел, это примерно на 7% меньше, чем годом ранее. Однако пока речь идет только о заявке, эти цифры не отражают ни последующей загрузки бортов, ни возможных сокращений перевозки.

Самые большие объемы вновь предложены Новосибирску (почти 66 тыс. кресел, плюс 17% к прошлогодней заявке), Красноярску (около 50 тыс., минус 4%), Иркутску (37,4 тыс., практически без изменений) и Кемерово (17,9 тыс., минус 46%).

Дальше по убыванию: Омск (14,4 тыс., минус 25%), Барнаул (11,7 тыс., минус 8%), Новокузнецк (11,5, минус 4%), Томск (8,1 тыс., минус 26%). На последнем месте Абакан (3,1 тыс.), откуда прошлой зимой чартерные рейсы за рубеж не выполнялись. Заметим, что Новосибирск, где расположен крупнейший хаб за Уралом, оказался здесь единственным городом, где операторы решились увеличить заявку по сравнению с прошлым годом.

Из Читы и Улан-Удэ, откуда прошлой зимой выполнялась лишь одна совместная цепочка в Нячанг, в этом году прямых чартеров никто не заявил.

Приводим график, отражающий распределение объемов перевозки из сибирских регионов.

Ассортимент направлений также существенно не поменялся, с одной лишь оговоркой: прошлогодние планы формировались до «закрытия» Египта. На Шарм-эль-Шейх и Хургаду тогда приходилось около 12,5% всех операторских заявок, которые, естественно, реализованы не были.

Под полетные программы в Таиланд (Бангкок и Пхукет), в сумме около 112 тыс. кресел, в новом сезоне по-прежнему отдано более половины всего объема. На втором месте – Нячанг (83,9 тыс. мест), на третьем Гоа (13,4 тыс.). На четвертном Хайнань (11 тыс.), который вернулся в расписание аэропортов Красноярска, Новосибирска и Иркутска после небольшого перерыва. «Анекс тур» не поставил в Новосибирске единственную свою прошлогоднюю новинку – Камбоджу.

Итого: пять прямых направлений (см. график ниже). При этом львиная доля всех кресел приходится всего на две страны – Таиланд и Вьетнам. Причем Таиланд сократился – на 8% Бангкок и на 16% Пхукет. А вот Вьетнам увеличился на 29% к прошлогодней заявке

Поменялся и расклад сил чартерных перевозчиков. В заявке на этот зимний сезон существенно сократилась доля Pegas Fly – минус 63%. При этом на 52% выросла доля Royal Flight. Положение Azur Air изменилось незначительно – всего минус 6%. В этом году «пирог», который делят четыре игрока, можно увидеть на графике ниже. В нем нет Nord Wind, зато есть Nord Star, который выполняет рейсы на Хайнань, заказанные оператором «Русь Тур».

В новом сезоне не все операторы сохранили принцип объединения на общих рейсах для полетов по одному направлению. Так, Pegas Touristic и Coral Travel в большинстве случаев совместно планируют заполнять чартеры в Таиланд, Вьетнам и Индию. Причем чаще всего на рейсах Royal Flight, заказанных «Коралом».

«В сибирских городах мы присутствуем давно, накопленный опыт помогает в определении объемов при подготовке к сезону, – прокомментировала руководитель отдела по связям с общественностью компании Coral Travel Марина Макаркова. – К тому же, мы заметили увеличение спроса на наш продукт и рост интереса к бренду. В целом наши объемы по главным зимним направлениям в Сибири выросли более чем на 30%. Рост перевозки на Royal Flight связан с увеличением парка авиакомпании. Мы договорились с «Пегасом» о предоставлении блоков друг другу».

«Такие объединения позволяют не перегружать рынок и минимизировать риски компаний, – считает гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная. – Мы используем этот опыт не первый год, поскольку не видим потенциала для серьезного роста рынка, где каждый мог бы оперировать отдельными бортами. В этом сезоне мы перебросили ресурсы авиакомпании Pegas Fly на другие нужды, в том числе на развитие регулярных перевозок, поэтому делим объемы в Сибири с «Коралом» на Royal Flight. Опыт показывает, что оптимально работает связка игроков, чья ценовая политика существенно не отличается».

Anex Tour намерен загружать все свои сибирские программы самостоятельно. «У нас достаточно ресурсов, в том числе отельная база и свои крылья», – сказал RATA-news директор «Анекс Туризм Новосибирск» Туратбек Абдразаков.

Туроператоры отмечают некоторые позитивные тенденции начавшегося зимнего сезона. Рынок, по их словам, выглядит более стабильным, чем год назад, заметно выросла глубина продаж. Уже есть заявки не только на ближайшие две-три недели, как было в это же время в прошлом году, но и на все зимние месяцы и начало весны. Хорошо продается Новый год. Уверенность в завтрашнем дне клиентам турфирм внушает стабилизация курса рубля.

«Мы взвешенно подошли к формированию программ – с учетом кризиса. Поставили только Таиланд и Вьетнам, –прокомментировал Туратбек Абдразаков. – Но ситуация в целом лучше, чем год назад. Отчасти это связано с тем, что люди, которые в прошлом году до последнего момента караулили горящие туры и в итоге не дождались, сегодня бронируют заранее. Сейчас 30-40% всех продаж приходится на новогодние даты и зимние каникулы. Загрузка рейсов, которые вылетят из Новосибирска во Вьетнам в феврале и марте, доходит до 20-30%. Также активно продажи идут в Иркутске, Красноярске, Новокузнецке и Барнауле».

В Сибири сохраняется широкий ассортимент зарубежных «регулярных» направлений. В первую очередь в Новосибирске, откуда в этом зимнем сезоне можно улететь регулярными рейсами в Прагу, Мюнхен, Дубай, Гонконг, Сеул и Пекин на рейсах S7 Airlines.

«Объемы немного изменились, но в целом, как и на чартерном рынке, незначительно, – прокомментировала директор новосибирской компании «Глобус-тур» Елена Лукьянова. – У нас довольно много регулярки в Бангкок – три частоты в неделю, плюс раз в неделю Пхукет. Это не считая Гонконга, Сеула и Пекина. Многие операторы формируют свой продукт на базе этой перевозки, в том числе индивидуальные туры по направлениям, куда нет прямых рейсов. К сожалению, сократилось количество рейсов в Дубай: было два в неделю, остался один».

Часть операторов отказалась на время кризиса от организации чартерных перевозок. Так, Tez Tour, как и в предыдущие два сезона, формирует свою зимнюю программу в Сибири на базе регулярных рейсов. По словам руководителя новосибирского офиса оператора Галины Машуховой, эта бизнес-модель полностью оправдывает себя и финансово безубыточна. «У нас по-прежнему в ассортименте туры в Таиланд с перелетом в Бангкок и на Пхукет на базе полетной программы S7 Airlines, а также Эмираты, горнолыжка в Австрии через Мюнхен, – рассказала собеседница. – В этом году добавились Прага на прямых рейсах из Новосибирска и Индонезия на стыковочных. Клиенты привыкли к предложениям на регулярке, а некоторые принципиально не готовы летать чартерами».

Региональные специалисты говорят, что в целом предложение соответствует спросу, избытка перевозки и демпинга нет. «Приближаются школьные каникулы, цены на пакеты в конце октября и начало ноября либо высокие, либо на рейсах уже нет мест, в конце ноября и декабря ожидаем традиционный спад. На некоторые новогодние даты уже наблюдается дефицит мест. Рынок выглядит даже более здоровым, чем до кризиса, – считает Елена Лукьянова. – У нас в компании ситуация лучше, чем год назад, а вот у агентов по-разному. На розничном рынке продолжается «перестройка»: кто-то уходит в сети, кто-то объединяется, а кто-то – закрывается».

«Повышенный интерес к Турции, которая появилась в ассортименте прямых предложений только к концу летнего сезона, говорит о наличии отложенного спроса, который, возможно, распространится и на зиму, – объяснила Галина Машухова. – Влияние кризиса по-прежнему заметно: туристы сокращают продолжительность поездок, бронируют отели меньшей звездности, но радует, что отдыхать не перестали».

 

Анна Вальцева, RATA-news

Версия для печати