Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

НДС в туризме: информация из первых рук

00:00, 25 декабря 2000

На пороге 2001 год. А с ним – прощай льготы на НДС в сфере туризма, если не считать освобождения от него санаторно-курортных путевок. Все последние года РАТА, отстаивая сохранение льгот по НДС, совместно с ГКФТ, а позже с Минэкономразвития, Минналогов и соответствующими комитетами Госдумы отрабатывала действия на случай их отмены. Главной задачей в этой связи было добиться, чтобы во второй части Налогового кодекса было записано, что местом реализации туристских услуг считается территория, где они фактически оказаны. Без этого избежать двойного налогообложения в сфере выездного туризма было бы крайне сложно. Задача была решена, и соответствующие предложения утверждены в статье 148 второй части Налогового кодекса. Правда, здесь трудно говорить о победе: все же льготу по НДС на турпутевки отстоять не удалось, да и фактические суммы уплаты налогов будут во многом зависеть от порядка реализации положений Кодекса, методических рекомендаций Минналогов и практики их применения налоговыми органами. И все же удалось сделать необходимую законодательную базу для дальнейшей работы по созданию системы цивилизованного взимания НДС с доходов от реализации турпродукта. О чем свидетельствует и излагаемая ниже точка зрения советника налоговой службы 1 ранга Ирины Муравьевой - ведущего специалиста-практика в этой области.

- Введение в действие с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса Российской Федерации обусловлено необходимостью совершенствования налогового законодательства и является одним из важнейших этапов реформирования российской налоговой системы, начавшейся принятием части первой Налогового Кодекса РФ.

Проблемам применения одного из самых доходных налоговых сборов посвящена глава 21 части второй Налогового Кодекса, которая называется “Налог на добавленную стоимость”.

С введением в действие этой главы организации, осуществляющие деятельность в сфере туризма, претерпят некоторые изменения касающиеся порядка применения этого налога. В первую очередь, они касаются отмены налоговых льгот по реализации туристских и экскурсионных путевок как турагентами, так и туроператорами. Действующее без малого 10 лет освобождение от НДС реализации туристских и экскурсионных путевок (за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи туристских и экскурсионных путевок), предоставляемое на основании подпункта “у” пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом изменений и дополнений), отменяется статьей 2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах”. В соответствии с этим, нормативное письмо Госналогслужбы России, Минфина России и Госкомтуризма России от 25.09.96 №№ ВЗ-4-03/58н, 04-03-07, СШ-01/449 “О налоге на добавленную стоимость” прекращает свое действие также с 1 января 2001 года.

В целях внесения ясности в определение налоговых отношений, которые возникнут у организаций туризма после 1 января 2001 года, по НДС, необходимо рассмотреть следующие вопросы.

Во-первых, определение территории применения российского законодательства. На основании статьи 146 “Объект налогообложения” определяются объекты обложения НДС, которые возникают при совершении операций, перечисленных в этой статье на территории РФ. Поэтому при реализации товаров (работ, услуг) объектом налогообложения является та реализация товаров (работ, услуг), которая совершена на территории РФ. Вопросам места реализации товаров отведена статья 147 “Место реализации товаров”, а места реализации работ и услуг – статья 148 “Место реализации работ (услуг). На основании статьи 148 Кодекса местом реализации услуг в сфере туризма признается РФ в том случае, если услуги в сфере туризма фактически оказываются на ее территории.

Во-вторых, определение перечня услуг, включаемых в понятие “услуги в сфере туризма”. Ключевым моментом для определения указанного перечня служит понятие “туристский продукт”, введенное статьей 2 Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”. Согласно этой статье туристским продуктом является право туриста на тур (комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от целей путешествия), предназначенное для реализации туристу.

В-третьих, вопросы применения НДС напрямую зависят от вида туристической деятельности. Так, на основании Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” организации, осуществляющие свою деятельность в сфере туризма, могут предоставлять туристам услуги на территории России, а также за ее пределами. На этом основании признается туризм внутренний - путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих на ее территории; туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну; туризм въездной - путешествия в пределах РФ лиц, не проживающих постоянно на ее территории.

Если к перечисленным выше видам туризма применять законодательство по НДС, то это означает, что к числу объектов обложения названным налогом на территории РФ относятся только те виды туризма, которые фактически осуществляются на территории России. Однако, следует заметить, что при осуществлении международного выездного туризма туристические организации для подтверждения фактического места оказания туруслуг, которое состоялось за пределами территории РФ, обязаны иметь документы, приведенные в пункте 4 статьи 148 Кодекса. А именно: контракт, заключенный с иностранным лицом и документы, подтверждающие факт оказания туруслуг за пределами территории РФ. При наличии указанных документов объект налогообложения у организации, осуществляющей деятельность в сфере международного выездного туризма, не возникает в части услуг, оказанных за рубежом. Это касается услуг по проживанию, питанию туристов, экскурсионных, оказанных иностранными лицами за пределами территории России, а также услуг гидов-переводчиков (в том случае, если они оказываются иностранными лицами за пределами территории России) и других, предоставляемых иностранными лицами за пределами территории России в зависимости от целей путешествия.

Вместе с тем, у турфирмы, состоящей на налоговом учете в налоговом органе РФ, объект налогообложения в приведенном выше случае возникнет в части оказания услуг по распространению на территории России туристского продукта. Кроме того, на основании положений статьи 148 Кодекса, услуги, предоставленные в рамках указанного выше турпродукта (в частности, услуги гидов -переводчиков) организациями туризма, состоящими на учете в налоговом органе РФ, или иными лицами, перечисленными в статье 143 Кодекса, должны признаваться объектом обложения НДС. Таким образом, денежные средства, поступившие в турфирму, состоящую на учете в налоговом органе РФ, за реализацию турпродукта в рамках международного выездного туризма от покупателей и перечисленные на основании вышеуказанных документов иностранному лицу, оказывающему услуги в рамках данного турпродукта за рубежом, не включаются в объект обложения НДС.

В связи с чем, фактически налогообложение такой организации туризма осуществляется с разницы между ценой реализации туристам турпродукта (комплекса услуг по туристическому обслуживанию) и ценой приобретения этих услуг у иностранных лиц.

Приведенный выше режим налогообложения, в первую очередь, относится к туроператорам - организациям туризма, осуществляющим формирование, продвижение и реализацию туристского продукта на основании лицензии. Этот порядок распространяется также и на туроператоров, являющихся индивидуальными предпринимателями, которые с 1 января 2001 года на основании статьи 143 Кодекса, также признаются плательщиками НДС. У турагентов, привлекаемых туроператорами по договорам комиссии либо агентским договорам для реализации туристского продукта в сфере международного выездного туризма, на основании статьи 156 Кодекса объектом обложения является сумма комиссионного или агентского вознаграждения (или любого иного дохода). При этом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 167 Кодекса поступление денежных средств (в том числе в виде авансовых платежей) турагенту влечет возникновение факта оплаты услуг у туроператора.

(Продолжение следует)

© РАТА, 2000

При перепечатке ссылка обязательна

Обсудить в telegram

вам может быть интересно