Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Проблемами детского отдыха займется Ростуризм

08:07, 26 сентября 2013

Единым межведомственным органом, который будет заниматься проблемами развития детского туризма и отдыха, скорее всего, станет Ростуризм. Об этом RATA-news сообщила заместитель директора Департамента туризма и региональной политики Минкультуры Эльмира Хаймурзина. Напомним, что найти такое ведомство еще в мае поручил правительству премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Сейчас «детский» сегмент контролирует множество госструктур – Роспотребнадзор, Минобразования, Минздрав, Минтранс и даже Минобороны. Все потому, что в понятие «детский туризм» входят очень разные виды деятельности – от выезда юношеских спортивных команд на соревнования до санаторно-курортного отдыха, от дневных городских лагерей до отправки подрастающего поколения на зарубежные курорты и в экскурсионные поездки. А дальше все как в пословице про семь нянек и безглазое дитя: избыточное регламентирование привело к тому, что организация отдельных видов туров для детей стала просто невозможной. Чего стоит печально известный «палаточный» СанПиН, который продолжительность смены определял наличием условий для проведения банных дней и требовал скашивать траву и бороться с грызунами в местах стоянок передвижных лагерей. К счастью, этот документ уже утратил силу.

Как пояснила г-жа Хаймурзина, вопрос о наделении Ростуризма координирующими функциями в вопросах детского туризма и отдыха уже практически прошел все стадии согласования. Но для того, чтобы ведомство заработало в этом направлении, потребуются изменения в отраслевом законодательстве. На данный момент в федеральном законе «Об основах туристской деятельности» про организацию детских поездок ничего не сказано.

Подробно о существующих проблемах детского отдыха и путях их решения говорили за «круглым столом» в рамках выставки «Отдых-2013». Для участия были приглашены региональные власти, турфирмы и организации, занимающиеся развитием детского туризма. Модераторами мероприятия стали представители недавно созданной комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма. В задачи комиссии входит определить адекватную и эффективную стратегию по детским перевозкам, выездному и активному туризму, подготовке кадров в отрасли и так далее. Руководитель комиссии Сергей Минделевич начал с того, что подвел неутешительную статистику – минувшим летом обеспечены организованным отдыхом были 40% школьников. «Наши опросы показывают, что многие родители хотят отправить своих детей в оздоровительные лагеря, но не хватает средств. Средняя зарплата в регионах равна трем неделям отдыха ребенка в оздоровительном лагере», – рассказал г-н Минделевич. Впрочем, не хватает и самих лагерей. В этом году для детей работало 48 тыс. учреждений отдыха, что на 1600 меньше, чем в 2012 году. Из них 85% – это «пришкольные» лагеря дневного пребывания.

Такими же безрадостными могут показаться и данные по количеству школьников, которые ходят в организованные походы. По словам советника директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Юрия Константинова, в 2012 году таковых было 990 тыс., в то время как двадцать лет назад к походникам можно было причислить свыше 1,5 млн. детей. Дело в том, что в организации подобного рода мероприятий много парадоксов. «Учитель, чтобы отправиться с детьми на пару дней на природу или даже просто на экскурсию в музей должен собрать около 40 документов, начиная с согласия родителей до справок о состоянии здоровья учащихся. Понятно, что многие становятся заложниками существующих требований, а это губит энтузиазм на корню», – заключил г-н Константинов.

«Если наша комиссия выработает приемлемые для всех критерии детского отдыха, сделает их обязательными к исполнению и начнет проецировать на рынок, то это сдвинет ситуацию в отрасли с мертвой точки», – продолжил Сергей Минделевич.

У туроператоров больше всего нареканий вызывает железнодорожная перевозка. Заместитель генерального директора компании «Солвекс-Трэвэл» Людмила Сысойкина напомнила, что у игроков рынка фактически связаны руки благодаря тому, что с 2010 года Федеральная пассажирская компания обязала все турфирмы работать через «РЖД тур». Без согласования с этой компанией невозможно взять целиком состав или прицепить вагон. При этом все билеты, особенно в высокий сезон, продаются с большой накруткой. Если обычно билет в купе из Москвы в Великий Устюг стоит 1600 руб. в одну сторону, то в зимние каникулы цена повышается в два-три раза. «Списки детей «РЖД тур» просит подавать строго за 45 дней, и никаких изменений после вносить уже нельзя. А если кто-то из детей заболел, передумал? Тогда турфирмы несут убытки», – недоумевала г-жа Сысойкина.

Плохо и то, что существующие рекомендации в отношении детского туризма многие структуры нередко принимают как обязательные к исполнению и срывают работу турфирмам. «У нас были случаи, когда патруль ДПС останавливал автобус с детской группой и запрещал поездку, руководствуясь распоряжением о том, что нельзя перевозить детей в дождливую или туманную погоду. Такие рекомендации Роспотребнадзора на самом деле существуют, но на их основании инспектор ДПС не может запретить саму поездку. К сожалению, об этом знают не все сотрудники дорожной полиции», – подчеркнула Людмила Сысойкина.

В Минкультуры по-своему видят взаимоотношения с транспортниками. По мнению Эльмиры Хаймурзиной, бессмысленно уговаривать коммерческие структуры давать скидку в высокий сезон. «Надо использовать другие возможности – «раздвигать» сезон и пытаться активнее работать в низкие даты. Тогда мы получим хорошие льготы от транспортных компаний», – уверенно заявила г-жа Хаймурзина. Она также напомнила о проекте, который запустило Минкультуры в содружестве с Северо-Западным региональным отделением Российского союза туриндустрии. В рамках этой программы 18 тыс. школьников из российских регионов смогут побывать в Санкт-Петербурге уже до конца этого года. В 2014-2016 годах такие поездки должны стать регулярными. Помимо Санкт-Петербурга детей обещают повезти в Москву, Казань, Волгоград, по Золотому кольцу и на Байкал.

 

Нина Егоршева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно