«Кижи» планируют обзавестись собственным флотом
Директор музея «Кижи» Андрей Нелидов представил общественности проект концепции развития музея. Презентацию проводили на острове, так что ее участники могли своими глазами увидеть, как идет реставрация Преображенской церкви, и лично оценить произошедшие на острове перемены (установлены новые туалеты, благоустроена входная зона, открыт прокат велосипедов, проводятся конные прогулки). В обсуждении проекта приняли участие представители правительства Карелии и министерства культуры России, депутаты республиканского парламента, карельские ученые и общественные деятели.
Концепция проекта – плод коллективного труда всех сотрудников музея, а также независимых экспертов в лице специалистов московской лаборатории музейного проектирования и организации «СПОК». О конкретных сроках и суммах имеет смысл говорить только после ее утверждения в Минкульте России. Тогда документ официально станет руководством к действию, что предполагает подробное технико-экономическое обоснование и соответствующее финансирование.
Главной проблемой, которая мешает развитию музея, авторы концепции считают транспортную. Сейчас остров Кижи принимает около 140 тысяч посетителей за 4,5 месяца навигации, а в промежутке до следующей весны – меньше 4 тысяч. При этом время стоянки теплоходов всего три часа, поэтому три четверти экспозиции остаются невостребованными. Зато нагрузка на южную часть острова, где расположен Кижский погост, близка к максимально допустимой. На территорию вокруг острова, где тоже немало интересных объектов, попадают единицы. В таких условиях развивать экспозицию и делать новые туристические продукты бессмысленно – ими все равно никто не успеет воспользоваться. То есть нужно не столько увеличивать турпоток, сколько расширять территорию экспозиций и увеличивать их доступность в любое время года.
Решать транспортную проблему предлагают радикально: музей должен обзавестись собственным флотом и всесезонным транспортным парком. Эксплуатировать его на правах аренды может частная компания, но цены и график перевозок будет определять музей.
Когда наладится сообщение с островом, понадобятся новые туристические продукты, гостевые дома, стоянки и причалы. Уже ведутся предварительные переговоры с компанией, которая готова в следующем году поставить на острове и в его окрестностях плавучие причалы с заправками. Новые здания предлагается строить как копии исторических домов на месте исчезнувших деревень. С одной стороны, будет соблюдена историческая достоверность и жесткие требования к сохранению аутентичного ландшафта. С другой – на копии построек не распространяются строгие музейные ограничения. Значит, в них можно демонстрировать традиционные обряды и ремесла, селить сотрудников и гостей, размещать реставрационные мастерские, открывать медпункты, торговые точки.
В концепции не обошли стороной давнюю, но весьма болезненную проблему музея – дефицит служебного жилья и почти полное отсутствие элементарных удобств в местах проживания сотрудников музея. Гостей свозили в деревню Ямка, чтобы они увидели все это своими глазами: пять человек в комнате, вода в озере, туалет на улице; некоторые и вовсе вынуждены обитать в железных контейнерах. Причем, несколько десятков человек живут и работают на острове круглый год.
Первоочередная задача заповедника – завершение реставрации Преображенской церкви. Реставрационный центр на острове Кижи не имеет аналогов в мире, и в будущем музей планирует принять участие в открытии отделения кафедры и научно-методического центра реставрации под эгидой ЮНЕСКО. Одновременно предполагается создание центра традиционных технологий и центра традиционного судостроения.
По предварительным оценкам, на выполнение всего задуманного потребуется порядка 6,8 млрд. рублей. Участники совещания поддержали представленный проект, и теперь на его основе будет разработан окончательный вариант концепции развития Кижей, сообщает пресс-служба музея.