РАТА-новости
Дубай октябрь
 
Митт 23.11
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак 11.12
 
 
Польша 21.11
 
 
Грекотель 31.07
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Декабрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
музей-москва-сити Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru  TripAggregator A&A с 10 мая
 
 
Главная№4216Турфирмы смогут работать после 1 января, даже если не вступят в реестр турагентств

Турфирмы смогут работать после 1 января, даже если не вступят в реестр турагентств


Подзаконный акт, который, как заявлялось ранее, должен был появиться до конца нынешнего года, чтобы не только подтвердить обязанность турагентств вступать в реестр при «Турпомощи», но прояснить механизм его создания, так и не был принят. В отсутствие такого документа сама идея реестра вызывает сомнения, непонимание и многочисленные вопросы. Мы решили разобраться в ситуации.

 

Сразу оговоримся: в том, что реестр необходим, сомнений у нас нет. Сейчас вообще не известно, сколько в России турагентов, а реестр – это и статистика хотя бы лояльных компаний, и динамика их появления-исчезновения, и структура этого сегмента рынка, и ориентир по распределению в регионах. Даже сейчас уже интересно просматривать список на сайте «Турпомощи» – оказывается, индивидуальных предпринимателей в турбизнесе чуть ли не больше, чем юридических лиц, немало мини-сетей – точек продаж с одинаковыми названиями по разным адресам в одном или в соседних городах, а уж какие названия встречаются… В общем, множество возможностей для анализа.

 

И не в том вопрос, кому этот реестр вести. Пусть будет «Турпомощь», не принципиально. Конечно, главная задача у этой организации другая. Но то, что ее руководитель в отсутствие крупных банкротств туроператоров и необходимости вывозить туристов не сидит тихо за рабочим столом, а все время ищет себе занятие, может быть, даже и хорошо.

 

Проблема в том, какими методами этот реестр начали создавать.

 

Напомним, Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 17 августа 2015 года в Ялте, дал, в числе прочих, такое поручение: «Внести в законодательство необходимые изменения, предусматривающие введение единого федерального реестра турагентств». На самом Госсовете президент высказался даже еще более определенно: «На повестке дня – введение единого реестра турагентов. Им могла бы заниматься одна из общественных организаций, объединяющих туроператоров».

 

Эти слова и стали точкой отсчета для создания реестра. В качестве «общественной организации» была определена «Турпомощь». И в апреле 2016 года на первом всероссийском турагентском конгрессе в Сочи руководство Ростуризма, «Турпомощи» и, как ни странно, РСТ заявило не только о начале создания реестра, но и о том, что он обязательный, и агентства, не вступившие в него, с 1 января 2017 года, то есть с началом действия нового отраслевого закона, работать уже не смогут. Под этим лозунгом началось активное привлечение агентств в реестр – с выступлениями в отраслевой прессе, поездками по регионам, разъяснениями и убеждениями.

 

Достоверно известно, что на встречах в регионах турагенты спрашивали, на каком основании и с какой целью их так торопят вступать в реестр, если закон начнет действовать только с 1 января, и почему они не смогут работать, если этого не сделают. Но кто-то спрашивал, а многие не вникали – верили и вступали. По данным на 26 декабря, в реестре насчитывается уже 7169 турагентств.

 

Однако в декабре этим вопросом «вдруг» заинтересовался вице-премьер Виталий Мутко, назначенный курировать в правительстве туристическую отрасль. И поручил Минкульту, Ростуризму, а также Налоговой службе и Роспотребнадзору совместно проработать вопросы информационно-технического обеспечения формирования единого федерального реестра турагентств, а также определения федерального органа исполнительной власти (!), осуществляющего ведение указанного реестра. Доложить о результатах предписано до 15 июля.

 

Трудно сказать, каков будет итог этого поручения. Однако очевидно, что если вопрос о реестре еще надо «проработать», то, по крайней мере, до середины будущего года вступать в него, видимо, не так обязательно, как утверждают его создатели.

 

А вообще – обязательно ли? В законе, который вступает в силу 1 января 2017 года, нет ни слова ни об обязательности, ни о том, что какие-то действия должны предпринимать сами турагенты. Статья 11-2 закона № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», на которую ссылаются в «Турпомощи», звучит так: «Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, предоставляют в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры, в порядке, утвержденном общим собранием членов данного объединения туроператоров. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» представленные туроператорами сведения о турагентах».

 

Как видим, в законе сказано, что операторы «предоставляют» сведения об агентах, но не «должны» или «обязаны». Сравним с формулировкой статьи 4.1 закона № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающейся фингарантий и участия в «Турпомощи»:

 

«Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

 

Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом».

 

Здесь все понятно: «должны» – читай «обязаны».

 

Значит, как следует из закона № 49-ФЗ, если туроператоры сведения о своих агентах не подадут, это не повлечет никаких санкций. «Формируемый на основе этих данных реестр турагентств – лишь информационная база, список контактов, который поможет «Турпомощи» исполнять ее прямые обязанности, то есть получить необходимую информацию для эвакуации туристов в случае банкротства туроператора, – пояснил RATA-news юрист Эдуард Шалоносов. – Такая информационная база не является юридически обязательной или ограничивающей – в отличие от государственного единого реестра туроператоров».

 

«И у агентств, согласно закону, нет обязанности вступать в реестр. Будь это так, государство установило бы требования к обязательному реестровому номеру и санкции за нарушение», – продолжил Александр Байбородин, глава одноименной юридической компании. Адвокат Илья Тугуев согласен с коллегами: «Даже не вступив в реестр, агентства смогут вполне легитимно продолжать работу на рынке».

 

При этом, как замечают юристы, закон начинает действовать только с 1 января 2017 года, а вступать в реестр агентствам настоятельно рекомендуют с первой половины 2016-го. И взимается плата – 1 тысяча рублей с компании, хотя о том, что реестр создается на возмездной основе, в законе не сказано. Правда, по словам г-на Байбородина, в полномочиях общественной организации установить плату за некие услуги. Минкультуры также указывает на наличие «взноса» на администрирование в размере 1 тыс. рублей.

 

Удивительно другое. В разделе «Документы» на сайте «Турпомощи» есть реквизиты для оплаты, где в назначении платежа указывается, что взнос взимается за администрирование реестра за 2016 год. Но ведь закон о создании реестра вступает в силу только с 1 января 2017 года. Значит ли это, что все взносы заплаченные заранее, будут зачтены на 2017 год?

 

И еще деталь. В тех же реквизитах значится, что взнос добровольный. То есть можно не платить? При обязательном, как утверждается, вступлении в реестр?

 

Впрочем, после поручения Виталия Мутко тема обязательного участия в реестре стала звучать тише. Не случайно на сайте РСТ по этому поводу размещено разъяснение: «согласно решениям Комитета по работе с агентствами и Наблюдательного совета ассоциации, участники рынка вправе самостоятельно определять необходимость их участия в данном реестре».

 

Очевидно, что рынку необходимы четкие законодательные нормы для ведения пресловутого реестра. Ложно трактуемая статья 11-2 закона № 49-ФЗ уже приводит к эксцессам. Недавно один из крупных центров бронирования разослал агентствам письма с предупреждением: «Работа турагента, сведения о котором до 1 января 2017 года не включены в единый реестр, грозит ему штрафом до 200 тыс. рублей».

 

Если речь идет об официальном государственном реестре агентств, то, как полагают юристы, возможны два варианта. Он может вестись как Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ\ЕГРИП) при Налоговой службе, за участие в котором взимается довольно высокая госпошлина. Или как Единый федеральный реестр туроператоров при Ростуризме – бесплатный, но без оформления фингарантий попасть в него нельзя. Но даже если реестр турагентств появится в «государственном» виде, это никоим образом не мешает существовать и реестру при «Турпомощи» – в качестве источника информации для органов власти и потребителей. А также для ускорения процесса эвакуации туристов в случае банкротства туроператора, то есть выполнения основной функции этой ассоциации.

 

Светлана Ставцева, Ирина Тюрина, RATA-news


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 2 Мальдивы
Visit Japan - виза
 
 
Говорят профессионалы
 
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100