Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Юрий Блейз: «По тем ценам, что нам предлагает Сочи, мы продавать его не сможем»

08:07, 28 января 2009

Как мы уже сообщали, 14 декабря московские операторы по внутреннему туризму обратились к санаториям и пансионатам Краснодарского края с письмом, в котором высказали мнение, что в условиях кризиса на летний сезон 2009 года поднимать цены нельзя. Заместитель генерального директора компании «Астравел» Юрий Блейз (фото) считает, что это обращение не вызвало понимания у большинства руководителей черноморских здравниц. Об этом наш разговор.

- Юрий Михайлович, давайте с самого начала. Почему было принято решение написать такое письмо?

- В последнее время объем продаж нашей компании по Черному морю и Кавказским Минеральным Водам увеличивался в два раза по сравнению с предыдущим годом. В прошлом году впервые с 2005 года двукратный рост сохранился только в Кавминводах. На черноморских курортах его достичь не удалось. И я считаю, что во многом это связано с позицией местных санаториев и пансионатов, у которых от прежних успехов закружилась голова. Причем оснований, как мне кажется, для этого нет. Вслух никто не говорит, но сезон 2008 года Сочи провалил. По нашим оценкам, поток упал почти на треть. В конце июля мы с президентом компании «Астравел» Валерием Лощицем были на открытии «Астравел-отеля» в Лазаревском и решили посмотреть все побережье, 100 км сочинских пляжей. Картина нам показалась удручающей: только в самом Лазаревском были отдыхающие, Адлер же стоял практически пустой. На каждом заборе висели объявления о свободных местах, цену можно было сторговать практически любую. И после этого мы везде слышим победные реляции о том, что количество отдыхающих опять выросло, при этом непонятно, каким образом ведется подсчет.

Заметно, что кризис юга России еще не коснулся, там живут воспоминаниями о былом благополучии и считают, что разговоры о сложных экономических условиях – это паника москвичей. Поэтому нас очень порадовала позиция Анапской региональной курортной ассоциации, которая приняла решение сохранить цены на уровне 2008 года и отказаться от жестких предоплат. Сочинские объекты оказались к такому решению не готовы, они действуют старыми методами – повышают цены в среднем на 20-25%. Часто это делается завуалировано. Например, «Жемчужина» повышает стоимость проживания на 10%, но вводит обязательный завтрак за 450 рублей. А этот завтрак – порошковое пюре и сосиски. Таким образом, цена реально повышается не на 10%, а на 20%.

В своем коллективном письме туроператоры предлагали обсудить ситуацию, вместе поискать решения проблемы. Но, к сожалению, некоторые сочинские объекты даже обиделись на это обращение. И говорят об инфляции, которая вынуждает их повышать цены - без изменения качества услуг. Даже «есть мнение», что москвичи «мутят воду», хотя мы получаем множество писем от региональных операторов, которые полностью нас поддерживают.

- Но нынешняя ситуация – не новость, цены в Сочи повышаются каждый год, и операторы каждый год говорят, что они слишком высоки.

- Да, но раньше с этим можно было как-то мириться, спрос какой-никакой был. А в период кризиса, когда у людей сокращаются зарплаты, рабочая неделя, их отправляют в неоплачиваемые отпуска, такая ситуация неприемлема. Оправдывая повышение цен, сочинцы приводят аргумент, что сейчас из-за подорожания доллара и евро все поедут в рублевую зону. Сомневаюсь. Турецкие хотельеры уже предложили российским партнерам высокую комиссию. Скорее всего, снизят цены и зарубежные авиакомпании. И, как всегда, за рубежом цены на проживание и перевозку понизятся, а у нас повысятся. Вот пример: железная дорога предполагала со 2 ноября повысить цены на 12,8%, а повысила больше чем на 23%. Это хорошая иллюстрация того подхода, который существует у наших поставщиков услуг: каждый сам за себя, общая ситуация никого не волнует. Летом стоимость авиабилета в Адлер из Москвы доходила до 20 тыс. 18 июня мы летели в Адлер, в самолете было 15 человек. В 2007 году декабрьская выставка в Краснодаре поразила меня тем, что представители Анапы, Геленджика и Туапсе вышли с нереальными ценами, утверждая, что из-за олимпийской стройки сезон 2008 года в Сочи провалится и все поедут к ним. При этом цена 2007 года практически по всем краснодарским объектам была на пределе.

- Однако будущая Олимпиада действительно повлияла на спрос, да и военные действия на Кавказе тоже.

- Да, ходили слухи, что по городу ездят большегрузные машины и возят стройматериалы. Но на самом деле в Сочи нет и не было большой стройки, она сосредоточена вокруг Красной Поляны и не должна связываться с летним сезоном. Я считаю, что сочинской администрации нужно было давать значительно больше информации о том, в городе все в порядке. А что касается войны, то ее предусмотреть нельзя. Но, в любом случае, не эти проблемы оказали решающее влияние на спрос, а именно высокие цены.

- Вы говорите о пределе цены. Что это такое?

- На мой взгляд, сочинская цена перестала соответствовать конъюнктуре рынка еще в 2007 году. Операторы пытались объяснить, что это неправильная политика. Но санатории повторяли нам все те же слова про инфляцию. Скажем, сейчас у меня есть заявка на хороший санаторий уровня 4* «Южное взморье». Средняя цена – 2700 рублей в сутки на человека с питанием и лечением, это на 16% дороже, чем в прошлом году. И еще проблема в том, что разницы в стоимости услуг санаториев уровня 3 и 4 звезды практически не будет. Когда сочинские здравницы устанавливают цены, они руководствуются не качеством сервиса и реальным уровнем услуг, а другими критериями: известность традиции, близость к морю. В объединении здравниц «Адлеркурорт» в прошлом году провалились все, кроме санатория «Коралл», но цена опять повышается на 20%. Как это объяснить? В кризис 1998 году хотельеры также не хотели снижать цены, а потом пришлось «латать дыры» по ходу сезона. Думаю, сейчас будет то же самое.

- Получается, что все сочинские директора выступают единым фронтом за высокие цены. Неужели среди них нет таких, которые понимают ситуацию?

- Напротив, директора разобщены и, как правило, не знают, что делается у соседа. Это тоже очень мешает нам работать. Но разумные руководители, конечно, есть. Почему-то больше их оказалось в Анапе, они откликнулись на наше обращение, пытаются решить проблему.

- Как Вы думаете, почему именно Анапа?

- Видимо, другая ментальность, меньше гонора, есть понимание, что без операторов работать нельзя. В Анапе очень многое перестраивается, приходят новые владельцы с нормальным подходом к бизнесу. Если в город приезжают туроператоры, их обязательно представляют администрации. А та, в свою очередь, сама готова возить, показывать объекты размещения, чтобы лучше их загрузить.

- Если сочинские объекты не пойдут вам навстречу и повысят цены, что будет?

- Операторы значительно сократят свои квоты. Не будут брать жестких блоков, о чем мы с коллегами сейчас и договариваемся.

- Вы считаете, что по тем ценам, которые вам предложены, вы продавать Сочи не сможете?

- Не сможем. Либо будем работать по заявкам, либо вообще откажемся от этих объектов. Мы хотим работать с теми, кто нас понимает.

- Но таких, судя по всему, немного. Вам хватит их емкостей?

- Думаю, да. Мы прогнозируем падение объема продаж на будущий год в диапазоне от 20% до 50%. Причем я склонен остановиться на цифре 40%. Поэтому, так или иначе, у нас будет выбор, с кем работать. С той же Анапой, например.

- А Крым может стать альтернативой Сочи? Ведь благодаря девальвации гривны там упали цены.

- Может. Но в Крыму отношения с объектами выстраивать сложнее, так как там идет постоянный передел собственности и директора меняются очень часто. Тем не менее, действительно цены в Крыму упали, и сейчас завтрак в «Ялте» стоит 250 рублей, а не 450, как в «Жемчужине». Причем по качеству он лучше.

- Может быть, это не так уж плохо, если все-таки руководители здравниц к началу сезона сами придут к необходимости снижения цен?

- Мы этого ждем и поэтому не делаем ценовых каталогов. Понимаем, что в середине сезона их пришлось бы перепечатывать каждую неделю. Но проблема еще и в том, что санатории, когда начнут менять цены, как всегда, забудут сообщить об этом операторам. И получится, что наши цены выше, чем у самого санатория.

- А нельзя следить за ценами на сайтах санаториев?

- Мы работаем с 254 здравницами. Как их все отследить? Но даже если бы мы и узнали вовремя о снижении цен, есть другая сложность. Сейчас санатории требуют предоплаты. Для этого нужны кредиты, которые взять либо невозможно, либо очень дорого. Но если мы их возьмем и заплатим здравницам, а потом они снизят цены, то вернуть свои деньги будет очень сложно. В большинстве случаев их переносят на следующий год. Что в нынешней ситуации, мягко говоря, невыгодно. (Юлия Батырь, RATA-news)

От редакции RATA-news: У каждого, как известно, своя правда. У черноморских гостиниц и санаториев наверняка есть аргументы в пользу своей позиции. Предлагаем всем желающим высказаться на страницах нашей газеты. Пишите: editor@ratanews.ru

Обсудить в telegram

вам может быть интересно