Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Количество независимых турагентств снижается, сетевых – растет

06:51, 28 июля 2017

По данным городского информационного сервиса 2ГИС, за три последних года количество турагентств в крупнейших городах страны сократилось на 18%. В течение 2014-2015 гг. уменьшение агентского сектора в регионах России было значительнее – порядка 30%.

Справочные данные о городских бизнесах обновляются в 2ГИС не менее двух раз в год, это позволяет фиксировать рост или сокращение количества организаций в различных сферах. По данным сервиса, количество офисов турагентств в миллионниках росло до лета 2014 года, этот период стал пиком — в июле в 15 крупнейших городах работали 12414 офисов турфирм, на 12% больше, чем в январе 2013 года. С 2014 года офисы начали закрываться — такая тенденция продолжается уже три года. За это время офисов турагентств в миллионниках стало на 18% меньше

 

В Москве их количество сократилось на 21%, в Санкт-Петербурге — на 14%, в Новосибирске — на 23%.

 

Самые значительные сокращения — в Омске (почти 30%), Красноярске (29%) и Ростове-на-Дону (26%). Сейчас в миллионниках продают путёвки 10233 офиса — это ниже уровня января 2013 года.

 

За последний год (с июля 2016 по июль 2017) в четырех из 15 миллионников зафиксирован прирост точек продаж туров — в Петербурге (2,6%), Казани (2,8%), Екатеринбурге (3,9%) и Воронеже (7,3%). В остальных крупных городах с населением свыше 1 млн человек тенденция не изменилась, в частности, в Москве за год офисов турагентств в столице стало меньше на 8%, в Новосибирске — на 3%.

Как показал редакционный опрос, и агентские сети, и операторы считают, что пик снижения количества агентских офисов был пройден в 2015-2016 гг., а негативная тенденция остановилась после открытия Турции в сентябре прошлого года. По мнению PR-директора компании «ТЕЗ Тур» Ларисы Ахановой, примерно в 85% случаев речь шла не об уходе с рынка, а о минимизации расходов на содержание офиса. «Агентства закрывали нерентабельные офисы или меняли прописку. По информации нашего отдела по работе с агентствами, пик кризиса миновал, и сейчас сильные агентства даже расширяются, открывая дополнительные офисы. При этом зачастую с переориентацией на другую целевую аудиторию – чаще всего крепкие агентства уходят в вип-сегмент», – пояснила она.

Информацию подтверждают и в компании «Ванд»: пик сокращений позади, туристов в этом году прибавилось, следовательно появляются и новые турагентства. «В этом году поступает много запросов на сотрудничество, с многими подписываем договоры. Возможно, агентства просто перерегистрируются. Но к докризисным показателям этот сегмент еще не вернулся», – считает заместитель генерального директора Наталья Минорская.

В агентских сетях также говорили о кризисных закрытиях офисов в прошедшем времени. На взгляд директора ростовской сети «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, после открытия турецкого направления около года назад количество турагентств на юге России резко пошло в рост. «В 2015-2016 гг. количественный спад в этом сегменте достигал 25-30% по всему рынку, но нашего объединения оно не коснулось, мы даже вдвое выросли по сравнению с докризисным 2014 годом – с 70 до 130 агентств», – уточнил он. Коллегу поддержала генеральный директор объединенной сети ТБГ и «Горячие туры» Светлана Макарова: «Основная волна кризиса пришлась на зиму 2015-2016 гг., тогда закрылись порядка 20% турагентств, потом ситуация стабилизировалась».

В сети «Розовый слон» почти каждую неделю открывается новый офис. По словам г-на Мкртчяна, положение в целом по рынку на уровень 2014 года еще не вышло, но если положительная динамика сохранится, рост продолжится и в 2018 году даже без открытия Египта. Светлана Макарова добавила, что сейчас оттока агентств не наблюдается, «вход и выход» колеблется в пределах нормы, но и серьезных предпосылок к росту не наблюдается. «Обычно агентства закрываются в низкий сезон, не пережив проблемам пикового периода. Это лето выдалось сложным, количество туристов и объемы работы выросли, а финансовые показатели снизились. Крупные операторы сократили комиссию, многие авиакомпании ввели промотарифы и т.д. Все это привело к падению маржинальности турагентского бизнеса», – объяснила г-жа Макарова.

«Агентствам, действительно, тяжело вести бизнес только своими силами, поэтому сейчас ярко проявляется тенденция к переходу турфирм под крышу известных сетевых брендов и операторов. Это выгодно, несмотря на то, что приходится платить роялти», – полагает директор по маркетингу и PR группы компаний TBS Мария Конобеева. Эксперт уверена, что будущее за сетевыми объединениями, а маленький розничный бизнес уходит в прошлое.

В период кризиса TBS покинула часть региональных агентств, работавших по договору о франшизе под вывеской «1001 тур». Но довольно быстро на их место пришли другие. «Но каков срок их жизни? Далеко не у всех новичков получается закрепиться на рынке. Благодаря агрессивной стратегии по части открытия новых офисов, в частности, на территории Москвы и области, наша сеть только растет», – подчеркнула г-жа Конобеева.

В регионах положение агентов еще тяжелее, так как в прошлом году из городов почти никто не ставил полетных программ. Основная часть турфирм как раз тогда и ушла – летом им оказалось нечего продавать. «Думаю, за три года сокращение количества агентств на рынке составило 15-20%, включая тех, кто ушел под какой-либо из известных брендов. Но, так или иначе, число независимых агентств сокращается, а сетевых увеличивается», – считает Мария Конобеева.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно