Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Джошкун Юрт: «Не вижу оснований для падения спроса на турпоездки»

09:09, 28 октября 2013

Разговоры об экономическом кризисе в России звучат все громче. Потребительский спрос, основной стимул развития экономики в последние несколько лет, больше «не работает». Как в этих условиях чувствует себя турбизнес, который максимально зависит от клиентских настроений? Что можно противопоставить возможному кризису? Об этом рассуждает генеральный директор компании Coral Travel Джошкун Юрт (фото).

 

– Как вы оцениваете прошедший сезон?

– С учетом потерь по Египту сезон очень средний – ни плохой, ни хороший. Но потери по Египту просто фантастические, в убытке все компании. Направление давно стало круглогодичным, на летние месяцы у нас приходится не менее 40% египетского объема, зимой в среднем мы имеем 13 тысяч кресел в неделю, летом – 5 тысяч. В целом, по итогам года, думаю, Coral Travel может рассчитывать на прирост по всем направлениям порядка 26-27%. Это меньше, чем в прошлом году, когда Москва и регионы дали нам суммарный рост в 48%. Причина снижения показателей – именно ситуация в Египте.

 

– Насколько я знаю, стратегия холдинга OTI предполагает, что вы на всех своих направлениях должны быть если не первыми, то точно входить в число лидеров. Coral Travel выполняет эти «заветы»?

– Да, входить в число лидеров – стратегия холдинга, но быть первыми никогда не было самоцелью. Coral Travel действительно уже в течение многих лет удерживает ведущие позиции по многим направлениям. Мы в тройке лидеров по Турции, Египту, Гоа и Тунису, в пятерке – по Греции, с которой работаем всего второй год, а также по Таиланду, Испании и Доминикане. Растем в среднем на 30% в год, причем даже тогда, когда рынок в целом проседает. В 2007 году мы вышли в регионы, а в 2008 ударил кризис, который там проходил особенно болезненно. Тем не менее, в регионах нас успели оценить, и потом нам это сильно помогло.

2009-2010 годы были очень тяжелыми. На операторском рынке развернулась дикая конкуренция, а туристы сконцентрировались на бюджетных турах, экономили каждую копейку. Везде по России сокращались объемы – а у нас они выросли на 22%. 2010 год показал рост еще больше – 49%. А вот следующий удалось сработать только в ноль: из-за «арабской весны» получился серьезный минус по Египту. Кризис, кстати, оказался хорошим учителем. После того, как все много потеряли в 2009 году, стало гораздо легче договариваться с коллегами, объединять рейсы, чтобы минимизировать убытки.

 

– Как бы вы оценили устойчивость группы лидеров в отрасли? Ждать ли нам повторения «Капитал тура» и «Ланты»?

– Я бы не хотел никого оценивать, но очевидно, что в целом непростая ситуация на рынке усугубляется демпингом. Некоторые компании играют против всяких правил, продавая туры на $100 ниже средней рыночной цены по всем направлениям. Это неизбежно приводит к минусовым показателям компании в конце года. Допустим, средняя цена за десятидневный отдых $1400, и если в течение всего года продавать туры по $1300, то в конце года вместо $50 дохода получается $50 убытка. Можно, конечно, компенсировать убыток за счет сокращения персонала, какой-то организационной перестройки, но это, как правило, ведет к падению уровня сервиса. К тому же на таких мерах можно сэкономить $15 на одного туриста, вряд ли больше, так что убыток, хотя и уменьшится, все равно сохранится.

Даже продажа половины туров с доходом, а половины с убытком приводит к печальным последствиям. Рентабельность нашего бизнеса невысокая, по европейской практике – не более 2% от оборота, и это считается хорошим результатом. В неудачный сезон оператор может сработать в ноль, это не считается плохим показателем. Но длительный минус создает очень опасную ситуацию на рынке. У компании с оборотом $1 млрд. снижение на 1% означает потерю $10 млн. Представьте, какими будут потери, если это 3%? С таким подходом размер катастрофы будет в 5-10 раз больше, чем у «Капитала» и «Ланты» вместе взятых. Но будем надеяться, что этого не произойдет.

 

– Но сейчас среди массовых операторов нет новичков, кто не знал бы этой специфики туризма и не пережил бы громких банкротств своих коллег. Они ведь не могут не понимать опасности ситуации? Кто виноват в демпинге?

– Думаю, как ни странно, в демпинге больше виноваты агентства. К сожалению, для большинства из них решающим фактором остается цена, продавать дешевые туры проще. А что будет в случае проблем с их туристом, роли не играет. Многие ведут себя слишком безответственно.

 

– Вы считаете, можно как-то повысить их профессиональную ответственность?

– Ввести фингарантии по типу операторских, в размере, например, 1 млн. рублей. Нормальному агентству не составит труда заплатить страховой взнос. Естественно, должен быть орган, который будет, как и операторов, контролировать турагентства.

 

– Сейчас активно обсуждается наличие в стране серьезных экономических проблем. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию на рынке и что вас в ней больше всего волнует?

– Не вижу оснований для паники. Россия, конечно, зависит от проблемных факторов, которые сейчас затронули всю ведущую двадцатку стран. Но у нее есть свои резервы. Во-первых, нефть и газ, цены на которые не снижаются и вряд ли когда-либо снизятся критично. Это живые деньги, подпитывающие экономику. Развиваются и другие отрасли – пусть не так, как многим бы хотелось. Есть стабилизационный фонд. В стране нет серьезных политических конфликтов, войн. То есть основа, на которой держится вся экономика, достаточно устойчива.

При этом экономический кризис в мире может повлиять на ситуацию в России. Что касается туризма, россияне уже привыкли ездить на отдых. Эта тенденция сохранится и в ближайшие годы, так как в России долгая холодная зима. И даже если доходы людей снизятся и придется экономить, они все равно будут ездить отдыхать, и нам есть что предложить. Если семья не сможет потратить на отдых 150 тысяч рублей, она всегда найдет тур за 80 тысяч. Есть пакеты и за 50 тысяч, которые может себе позволить семья со средним достатком.

 

– Иногда, к сожалению, создается впечатление, что операторы больше ориентируются на внутренние реалии рынка, позиции коллег по бизнесу, чем на внешнюю конъюнктуру. Отсюда и такие оптимистичные сценарии. Им кажется, что спрос остается неизменным, надо лишь поделить большой туристический «пирог», отобрать долю у конкурентов, и все будет хорошо. Между тем, экономисты говорят о заметном снижении потребительского спроса, он уже не тот, что раньше. Многие туристы, например, уходят за турами в интернет.

– Не стоит упрекать туроператоров в недооценке внешних факторов. Мы, например, как часть международного холдинга OTI ежемесячно и еженедельно, а иногда чаще, если того требует ситуация, получаем оперативную информацию по состоянию рынков, в том числе России. И она действительно довольно оптимистична на сегодня. Внутри компании оценкой экономической конъюнктуры занимается несколько отделов. Мы все изучаем досконально, начиная от того, какую одежду люди покупают или что сейчас читают. Туризмом вообще нельзя заниматься, если не умеешь анализировать окружающий мир в его самых незначительных деталях.

Так вот, располагая всеми этими данными, я не верю, что поток будет уменьшаться. О каком снижении спроса на туризм можно говорить, когда даже официальная статистика показывает обратное? В 2009 году спад действительно был, рынок сократился на 16-17%. Показатели 2010 года оказались равны показателям 2008-го. В 2011 и 2012 зафиксирован рост, и он продолжается, несмотря на масштабный кризис. О том, что спрос не падает, говорят и наши цифры по продажам зимних программ. Они бронируются очень хорошо уже с июня, возможно, благодаря тому, что цены на отдых в принципе остались на прошлогоднем уровне. На сегодня мы имеем в Coral общий рост бронирований по Москве и регионам: в Таиланд на уровне 70%, в ОАЭ – 250%, в Доминикану – 200%. Конечно, потоки на этих направлениях не всегда сопоставимы, например, еженедельно в Таиланд мы отправляем 5,5-6 тыс. человек, в ОАЭ – 2,5-3 тыс. Тем не менее, цифры роста, по-моему, вполне убедительные.

 

– Зачем вам, при таких хороших выездных показателях, заниматься внутренним туризмом в России. Сообщение об этом прозвучало недавно из ваших уст.

– Это огромный рынок. Я был в Сочи 7-8 лет назад, и с тех пор эта мысль меня не покидает. Понимаю, что после проведения Олимпиады интерес к региону только возрастет. Возможно, мы начнем работу уже в следующем сезоне. Это направление надо осваивать, хотя предстоит колоссальная работа, потому что россияне, имеющие уже многолетний опыт поездок на иностранные курорты, хотят видеть соответствующий сервис, цивилизованную инфраструктуру, летать по доступным ценам и т.д.

 

– А вы предполагаете работать по Сочи со своими нынешними, выездными, клиентами?

– И с нынешними, и с будущими. Уверен, что спрос будет. Думаю, рынок давно ждет, когда кто-то сможет поставить это направление на поток.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно