Калуга

«Если бы не топливо, это была бы суперприбыльная навигация»

Навигация-2018 прошла под знаком существенно возросших цен на топливо. Как следствие, летний сезон серьезно отличался от относительно спокойных предыдущих лет. Об итогах уходящего года и планах на будущий порталу «Круиз.инфо» рассказал коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин.

- Год был сложный, что вы можете сказать о его итогах? Чего добились, а чего нет, от чего отбились и от чего не удалось…

- От топлива мы действительно «отбились» где-то наполовину: наша компания обычно заранее и по прежним ценам приобретает максимальный объем топлива, который можно купить. Но, в любом случае, если бы не топливная составляющая, то можно было смело назвать прошедшую навигацию одной из самых успешных за всю историю «Водохода». Зарубежный турпоток практически полностью восстановился, вернувшись к докризисному уровню, за сезон было перевезено порядка 33 тыс. иностранцев. Охотно ехали в круизы и россияне: уровень загрузки наших теплоходов оказался рекордно высоким. И ни один объявленный рейс не был отменен. Более того, на некоторых судах в Москве, Питере, Нижнем навигацию пришлось продлить благодаря активному спросу на осенние круизы. Сезон мы отработали очень неплохо. Думаю, аналогичная картина и у наших основных коллег.

 

- Лишь одна компания – «Волжские путешествия» – ушла с рынка, хотя в начале навигации говорили о возможном коллапсе всего сегмента речных круизов. Как вы можете это объяснить?

- Одно дело загрузка судов, выручка, и совсем другое – финансовый результат работы. Действительно, сейчас буквально все участники рынка говорят, что, если бы не топливо, это была бы суперприбыльная навигация. Но, увы, прибыль оказалась не столь высока. Кроме того, мы были вынуждены заложить возросшую стоимость топлива в круизные тарифы уже следующей навигации 2019 года. В результате, они возросли на 20-25%.

 

- Пришлось ли вам в течение навигации поднимать цены на туры?

- Нет, разве что выборочно, на отдельные рейсы, но это проводилось в рамках текущей работы и не было связано с топливом. Никаких отдельных топливных поправок тоже не вводили. Что и понятно: были опасения, в случае резкого увеличения тарифов турпоток можно просто отсечь. Выгоднее было не делать резких движений, а откататься с полной загрузкой, нежели с половинной, хотя и по более высоким расценкам.

 

- Повышать цены на российские речные круизы вообще вряд ли имеет смысл.

- Интересно вот что. В июле мы объявили о повышении цен, вернее, просто опубликовали круизные тарифы на следующий год и открыли продажи. Серьезно опасались, будет ли вообще какой-то поток. И хотя «ВодоходЪ» первым дал новые цены, свои тарифы повысили все круизные операторы. Причем, независимо друг от друга, предварительно просто подсчитав возможные расходы. И у всех повышение оказалось примерно одинаковым! По крайней мере, у основных игроков – «Водохода», «Инфофлота» и «Мостурфлота» – на уровне тех же 20-25%.

 

- Вы сказали, были опасения, придут ли вообще клиенты…

- Удивительное дело – пришли, буквально с первого же дня начала продаж. Причем сейчас турпоток компании на 23% больше, чем в это же время год назад. Интересно, что растет и число новых клиентов – тех, кто не может воспользоваться нашей скидкой для постоянных клиентов, так как ни разу не путешествовали на судах компании. Сколько именно в процентах, не скажу, но люди идут. Правда, «старые» туристы по-прежнему приобретают длинные круизы, а новые нередко берут речные путешествия покороче, «на пробу».

 

- «ВодоходЪ» предоставил хорошие скидки на раннее бронирование. Может быть, этим и объясняется текущий рост спроса?

- Да, размер самой ранней скидки составлял 15%, и это на 5% больше, чем в прошлом году. Но это в любом случае несопоставимо с темпами роста круизных тарифов. Хотя на первых этапах более высокая скидка и могла привлечь больше людей, но сейчас-то, в декабре, она несколько сократилась – до 12%, а продажи все равно продолжаются. И в январе будем смотреть по факту. Возможно, продлим скидку в 5-6%, но и не исключено, что вообще ее снимем.

 

- Отразился ли на продажах чемпионат мира по футболу?

- На иностранном рынке он сыграл скорее негативную роль. Понятно, что болельщики и не собирались путешествовать на речных теплоходах, тем не менее, в этот период наблюдались проблемы с загрузкой судов – из-за высоких цен на международные перелеты, да и свободных мест на авиарейсах практически не было.

 

- Появились ли какие-то новые тенденции на речном рынке?

- Довольно много наших постоянных клиентов из Москвы уходят в регионы. Они путешествовали на наших судах, как правило, ежегодно, отправляясь в путь из столицы, а теперь решили начать круиз из Петербурга, Нижнего Новгорода или Казани. Кстати, лидером круизных продаж на 2019 год сейчас выступает теплоход «Александр Суворов», базирующийся как раз в Казани – на него реализовано больше всего путевок в предстоящей навигации. Причем покупают места главным образом москвичи, петербуржцы и нижегородцы. Казанские туристы начинают приобретать путевки обычно уже ближе к открытию навигации.

Версия для печати