Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Финансовые гарантии: за "умысел" платить все-таки придется

08:07, 29 января 2007

Принятый Госдумой РФ и Советом Федерации РФ закон «О внесении изменений в федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”» вызывает много вопросов – и у страховщиков, и у банкиров, и у турфирм. Подкомитет по развитию рынка туристских услуг Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ уже провел встречу с представителями страховых компаний, на которой разъяснялись спорные положения закона. С учетом этих разъяснений свое мнение по поводу закона сегодня высказывает

заместитель начальника отдела страхования финансовых и профессиональных рисков Управления страхования ответственности Дмитрий Мелёхин.

- Принятые Госдумой в третьем чтении изменения в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» были необходимы для регулирования отрасли и обеспечения защиты интересов туристов, особенно учитывая тот факт, что с 1 января 2007 года лицензирование данной деятельности было прекращено. Однако следует отметить, что в принятом законе, на мой взгляд, было ряд неясностей, которые требовали уточнений и комментариев.

а) В статье 17.1. указано, что финансовое обеспечение должно гарантировать туристу в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 17.4:

- возврат денежных средств за оплаченные, но не оказанные услуги туроператором;

- возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств.

Но в статье 17.4. закона речь идет только о возмещении реального ущерба, причиненного туристу. Скорее всего, возврат денежных средств за оплаченные, но не оказанные туроператором услуги законодатель включает в понятие реального ущерба, однако, в статье 17.1. эти два понятия все же были разделены.

б) Однозначно не определены основания для выплаты страхового возмещения. В статье 17.4. указано, что основанием для выплаты является установление обязанности туроператора возместить туристу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.

Понятие существенного нарушения условий договора закон трактует, как:

- неисполнение обязательств по оказанию туристу услуг по перевозке и (или) размещению;

- наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Определение существенного нарушения и существенного недостатка товара содержится в статье 450 Гражданского Кодекса и в законе «О защите прав потребителей», однако данные определения носят общий характер и непосредственно не затрагивают туроператорскую деятельность. В связи с этим представляется, что определение ситуаций, когда будут возможны выплаты по финансовой гарантии, а когда нет, будет осуществляться на основании судебной практики и создаваемых прецедентов.

в) В положениях статьи 17 принятого закона есть ряд прямых противоречий, связанных с периодом действия банковской гарантии и договора страхования. Статья 17.5. определяет, что «письменное требование туриста о выплате возмещения должно быть предъявлено страховщику или гаранту в течение срока действия финансового обеспечения». Однако статьей 17.6 установлено, что «требование о выплате страхового возмещения должно быть предъявлено туристом страховщику в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ».

Также формулировка страхового случая (статья 17.5) о том, что «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло в течение срока действия договора страхования ответственности», противоречит положению статьи 17.3. о том, что «требование о выплате возмещения может быть предъявлено туристом страховщику или гаранту по основаниям, возникшим как в течение срока действия финансового обеспечения, так и до начала срока действия финансового обеспечения».

Эти неясности, а также ряд других спорных моментов закона были прокомментированы на заседании подкомитета по развитию рынка туристских услуг в Госдуме РФ.

В частности, был прокомментирован вопрос, связанный с тем, что «страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора». В соответствии со статьей 963 Гражданского Кодекса «страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица». Согласно полученным комментариям, по договору страхования ответственности лицом, получающим выплату страхового возмещения, является исключительно выгодоприобретатель. В связи с этим в случае умысла выгодоприобретателя страховщик освобождается от выплаты страхового случая, однако умысел страхователя не должен являться поводом для освобождения от выплаты перед выгодоприобретателем.

Надеюсь, что и другие вопросы, которые будут возникать в ходе реализации положений закона, будут разъяснены или устранены, и механизм финансовых гарантий сможет работать в полном объеме и обеспечивать надежную защиту интересов туристов.

Следует отметить, что редакция закона, ранее обсуждавшаяся во втором чтении, предусматривала, что основанием для выплаты будет являться несостоятельность (банкротство), ликвидация туроператора – т.е. ситуации, когда туроператор в любом случае не выполнит взятые на себя обязательства. Это было оправдано с той точки зрения, что когда туроператор является платежеспособным, он самостоятельно сможет рассчитаться с туристом, а финансовое обеспечение включалось бы действительно в критических ситуациях. При таких условиях стоимость финансового обеспечения была бы порядка 0,5-1% от суммы фингарантий.

Учитывая, что в принятой в третьем чтении редакции закона значительно расширен перечень оснований для выплаты, а также возрастает риск, связанный с неопределенностью наступления оговоренных событий, то стоимость страхования ответственности туроператоров по различным оценкам увеличится, составив 2-7% от суммы фингарантий.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно