Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Как организовать экскурсионный маршрут в нетуристический регион и не прогадать

07:48, 29 марта 2017

Организация сборных экскурсионных туров в места, которые никем не воспринимаются как туристические, – задача настолько же рисковая, насколько захватывающая. На конференции «Российский турпродукт – от идеи до туриста», прошедшей в рамках выставки MITT-2017, опытом превращения мало кому известных достопримечательностей в популярные объекты показа рассказала директор по развитию компании «Магазин путешествий» Наталья Матвиенко.

«Новое направление – всегда очень увлекательный процесс, от идеи до реализации. Надо составить маршрут, выбрать из огромного количества достопримечательностей те, которые сделают тур цельным и интересным, найти фишки там, где их никто не ищет», – говорит Наталья Матвиенко.

Риски при организации подобных продуктов понятны – самые большие несет тот, кто становится консолидатором, а также кто берет обязательства провести тур даже себе в убыток. Именно поэтому компании в регионах часто не хотят этим заниматься, брать на себя ответственность.

В качестве примера Наталья Матвиенко привела Воронежскую область, куда «Магазин путешествий» первым организовал доступные туры выходного дня из Москвы. Начали с двухдневных, со временем появились трехдневные. В 2013 году отправили 45 туристов, а в 2016-м – уже 1300. И местные туроператоры тоже начали формировать свои предложения.

Примерно та же история произошла с Весьегонском в Тверской области. Городок вдалеке от федеральной трассы на севере региона был известен разве что ягодными местами. Однако и там нашлось, что посмотреть. Ключевым объектом стал винный завод, ближайшее к Москве винодельческое производство, куда можно попасть с экскурсионной группой. Предприятие существует с 1914 года, производит из местного сырья вина и настойки. Например, клюквенное вино с добавлением ежевики, черной смородины, черноплодной рябины, премиум вино из голубики, сливовое и яблочное вина и многие другие. А еще некогда там производили популярный советский портвейн «777» – хороший факт для ностальгической экскурсии. «Недавно на заводе обновили оборудование, и привезти туда туристов теперь не стыдно», – говорит г-жа Матвиенко. Туристы с удовольствием покупают напитки, предварительно их дегустируя.

На основу в виде посещения завода туроператор «нанизал» другие достопримечательности региона, получился «Винный тур в край, где рак свистнул» по маршруту Бежецк – Градницы – Весьегонск. И туристы, что называется, клюнули, маршрут вошел в число самых продаваемых у туроператора. Побывал в Весьегонске и корреспондент RATA-news, занимательный репортаж можно прочитать здесь.

Конечно, не всегда новые маршруты появляются только благодаря туроператорам. Малые города Тульской области – Одоев, Белев и Богородицк – были «открыты» благодаря весьма насыщенному информационному туру, организованному местной администрацией. В Борогородицке есть дворец, который называют тульским Петергофом, Одоев – это Музей филимоновской игрушки, Белев – знаменитая белевская пастила и возможность увидеть ее производство. «Магазин путешествий» сделал тур, который стал популярным, даже несмотря на расстояние от Москвы в 270 км. В 2013 году тур по малым городам Тульской области посетило всего 86 клиентов «Магазина путешествий», а в 2016-м – уже 1300.

Одним из самых экзотических туров «Магазина путешествий» считается поездка к месту Курской магнитной аномалии (КМА), где «сходит с ума» стрелка компаса. «Конечно, здесь не будет такой впечатляющей статистики, как по Воронежской или Тульской области, но, тем не менее, туристы поехали. Ведь даже два или три автобуса в год уже считаются успешным открытием направления», – поясняет Наталья Матвиенко.

Впрочем, далеко не всегда можно спрогнозировать, какой тур реально «поедет». «Конечно существуют города, куда турпоток пока не налажен. Но это не значит, что они неинтересные, говорит г-жа Матвиенко. – Просто мы пока не нашли их прочтение».

Так, например, получилось с родиной Юрий Гагарина – городом Гагариным, бывшим Гжатском. В городе есть несколько интереснейших космических музеев, включая огромный Музей первого полета и душевный Музей дома родителей Гагарина. Но единственная дата, когда туда можно собрать автобус – 12 апреля, День космонавтики.

Еще два примера по Рязанской области – малый город Шацк и поселок Шилово. Для познавательного туризма там, казалось бы, есть всё. В Шилово – этнографический центр, где представлено больше трех тысяч экспонатов, сотрудники встречают гостей в народных костюмах и проводят интересную интерактивную программу. В Шацке – казаки, которые вместе с гостями распевают казачьи песни, а затем проводят интерактив, завершающийся фотосессией в костюмах. «Но направление не пошло. Рациональное объяснение этом мы пока не нашли», – говорит г-жа Матвиенко.

Случается, городу не помогает даже его узнаваемость, известное имя. Кто не слышал, например, о Петушках? Тем не менее, по опыту «Магазина путешествий», спроса на это направление нет – ни вкупе с соседним Покровом, ни с Музеем петуха, ни даже с темой Венички Ерофеева.

Впрочем, за 20 лет работы у «Магазина путешествий» набралось достаточно «спящих регионов», которые, рано или поздно, все же «поехали». Один из них – город Касимов, достойная альтернатива Казани в теме сосуществования двух религий, христианства и ислама. Дорогу из Москвы к этому городу в Рязанской области трудно назвать хорошей: Егорьевское шоссе, одна полоса туда и одна полоса обратно, частые пробки. Но то, что, на первый взгляд, развитию направления мешало, в результате и помогло. Длинный – около 300 км – путь для автомобилистов действительно тяжел, поэтому многим проще оставить машину возле места отправления автобуса в Москве, чтобы дальше спокойно ехать вместе со всеми и просто слушать экскурсовода.

А еще в «Магазине путешествий» вовремя осознали, как надо позиционировать местные достопримечательности. Касимов – город двух культур, и именно на этом был сделан акцент. «Здесь прекрасно уживаются русские и татары, и, чтобы посмотреть на это, не обязательно ехать в Казань – Касимов ближе», – говорит Наталья Матвиенко. Дополнительного колорита путешествию добавляют Музей самовара и Музей колоколов, а также кузнечный двор и мечеть XVI века.

Примечательно, что добавлять новые объекты в уже отлаженные маршруты и осваивать места, куда туристу вряд ли самому придет в голову поехать, туроператора заставляет как раз успешный бизнес. Многие клиенты ездят с ним по 30-40 раз, это считается обычным делом. А есть и такие, у кого количество поездок чуть не дотягивает до сотни. Поэтому все время приходится что-то придумывать.

 

Екатерина Веллинг, специально для RATA-news

Фото автора

Обсудить в telegram

вам может быть интересно