Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Работодатели, профсоюзы и Общественная палата предложили отозвать законопроект о курортном сборе

01:41, 29 мая 2017

В минувшую пятницу проекту закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» были посвящены сразу два мероприятия: документ обсуждался в правительстве РФ на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и в Общественной палате РФ.

Заседание трехсторонней комиссии проводил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. От Министерства по делам Северного Кавказа, которое готовило законопроект, выступал и.о. директора Департамента правовой работы Кирилл Жариков. Председатель ФНПР Михаил Шмаков в своем выступлении отметил чрезмерность величины сбора, высказал мнение, что он должен быть не ежедневным, а разовым. Он также назвал нелогичной ситуацию, когда сбор, взимаемый на муниципальном уровне, поступает не в местный бюджет, а в распоряжение субъекта РФ и, соответственно, может расходоваться на нужды всего края или республики. Михаил Шмаков, а также представлявший сторону работодателей глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин выразили мнение, что пять лет для эксперимента – это слишком много.

Более подробно позицию работодателей изложил президент РСТ, руководитель Комиссии РСПП по туризму и гостеприимству Сергей Шпилько. По его словам, дело не только в самой величине сбора, хотя 100 рублей дополнительных расходов на человека за день – сумма явно избыточная. Проблема в том, что эти расходы добавляются к росту стоимости турпродукта в связи с переходом на ставки расчета налогов на землю и имущество здравниц, исчисляемые от кадастровой оценки. Плюс рост транспортных тарифов, стоимости воды, газа, электричества, строительных и ремонтных работ. Всё это снижает ценовую конкурентоспособность отечественных туров, рентабельность внутреннего туризма и эффективность капиталовложений в курортную инфраструктуру, тем более в условиях падения реальных доходов. То есть момент для экспериментов с дополнительной фискальной нагрузкой на стоимость тура выбран неудачно.

Сергей Шпилько напомнил, что от действовавшего с 1991 по 2004 годы закона №2018-1 «О курортном сборе с физических лиц» пришлось отказаться из-за трудностей администрирования. И в нынешних условиях опять получится, что крупные средства размещения курортный сбор в бюджет перечислять будут, а частный сектор либо не захочет его собирать, либо не будет перечислять, тем самом усиливая свои позиции на рынке. Хороша «помощь» инвесторам, особенно учитывая, что решение о проведении эксперимента принималось на заседании президиума Госсовета, посвященное повышению инвестиционной привлекательности российских курортов.

По мнению работодателей, в управлении фондом развития туристической инфраструктуры должны участвовать представители профильного бизнеса, чтобы использование средств было строго целевым. Иначе, в условиях дефицитности бюджетов, велико будет искушение региональных и местных властей направить собранные средства на общекоммунальные нужды.

Как считает Сергей Шпилько, надо исключить из законопроекта упоминания о возможности распространения курортного сбора на территорию всей страны, поскольку далеко не все регионы – курортные. Это важно не только для россиян, но и для иностранцев, которые для въезда в Россию должны будут платить не только за визу, но и за каждый день пребывания в каждом городе. И это в то время, когда другие государства делают въезд для граждан из экономически развитых стран безвизовым или максимально облегченным, в том числе с финансовой точки зрения. А курортный сбор – это, получается, прямо-таки налог на гостеприимство.

В итоге обсуждения и работодатели, и профсоюзы высказались за отзыв проекта закона правительством РФ. Об этом тут же было объявлено на заседании Общественной палаты, где еще продолжались дебаты по курортному сбору.

Как известно, Минэкономики согласовало проект закона без замечаний. Однако член Координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ Сергей Минделевич в своем выступлении обратил внимание, что министерством не были представлены расчеты затрат на администрирование сбора, которые малыми не будут.

По словам Натальи Курдюковой из Туристического альянса Крыма, вводить курортный сбор, когда с инфраструктурой сплошные проблемы, а турпоток, как показал первый квартал, имеет тенденцию к снижению, несвоевременно.

Не все участники заседания Общественной палаты выступили за отзыв законопроекта. По словам заместителя начальника управления экономики Министерства курортов и туризма Крыма Якова Моисеенко, республиканское власти считают, что сбор нужен, но только разовый и в размере от 100 до 300 рублей.

В поддержку проекта закона выступил председатель комиссии по развитию Кавминвод Общественного совета Ростуризма Константин Гамаюнов. По его расчетам, при сложившемся турпотоке курортный сбор 50 руб. в день принесет 400 млн. рублей в год, а 100 руб. – 800 млн, которые курортам очень нужны. И никакой коррупции, по его мнению, здесь быть не может, потому что соответствующий фонд развития туристической инфраструктуры будет находиться под бдительным надзором общественных организаций.

Интересно сравнить этот тезис с замечанием в начале совещания Елены Суторминой, председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом. Ставропольский край в 2016 г. из 350 млн руб., выделенных ему в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма», сумел освоить только 176 млн, а в 2017 г. из выделенных 280 млн – только 50 млн. Отсюда, добавим от себя, вытекает, что сначала надо определиться с расходами из федерального бюджета в рамках новой ФЦП на наиболее важные инфраструктурные проекты, а затем уже смотреть, сколько и на что собирать с туристов.

Как сказал в своем выступлении на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Виктор Шмаков, профсоюзы и их подразделения участвуют в управлении без малого четырьмя сотнями санаторно-курортных учреждений, преимущественно бюджетных, где минимальная стоимость путевок составляет 1200-1300 руб. в день. И для их клиентов при сборе в 100 руб. в день цена путевки вырастет на 8%. Для тех, кто весь год копит деньги, чтобы подлечиться во время отпуска, это много. И, если уж проводить аналогии с подобными сборами в Европе, то давайте тогда сравним и размер заработной платы.

По словам начальника правового управления Ростуризма Изо Арахамии, ведомство в целом с концепцией законопроекта согласно, но документ надо доработать. Сбор не должен быть обременительным для туриста и влиять на стоимость турпродукта.

По мнению вице президента РСТ, руководителя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрия Барзыкина, с экспериментом надо подождать, пока будет введена обязательная классификация и ее пройдут все средства размещения. Это поможет организовать полный учет предприятий и организаций, которые будут обязаны взимать сбор и перечислять его в фонд развития туристической инфраструктуры. Не разделяет он оптимизма и по поводу отсутствия коррупционных последствий этого проекта. Кроме того, г-н Барзыкин считает, что на 8-10% повышения стоимости путевки придется такой же процент спада турпотока. Не избежать и расходов бюджета на администрирование сбора.

Иными словами, законопроект требует существенной доработки. Такова позиция и ТПП РФ, и РСПП, и РСТ, а также Национальной курортной ассоциации и Российской гостиничной ассоциации.

По словам председателя комиссии Общественной палаты по общественному контролю, общественной экспертизе и связям с общественными советами Лидии Михеевой, взимание такого сбора закономерно в определенных регионах и только если он будет грамотно администрироваться и по назначению использоваться. Но именно это никак не оговаривается в законопроекте. Как председатель заседания г-жа Михеева предложила всем заинтересованным организациям вносить в Общественную палату предложения для подготовки заключения и дальнейшей работы над законопроектом. Предполагается собрать замечания до 8 июня и направить их в Госдуму и Совет Федерации.

Видеозапись заседания в Общественной палате смотрите здесь.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно