Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Инфраструктура отдыха на Байкале отстает от спроса

06:43, 29 июля 2015

Согласно статистике, иностранных туристов на Байкале в прошлом году стало вдвое больше. Растет и число российских туристов, но медленнее: по оценкам Сибирской байкальской ассоциации туризма, в среднем турпоток увеличился на 15-20%. Рост иностранных объемов в основном обеспечивает Китай, в меньшей степени другие азиатские страны – Монголия, Южная Корея. По словам гендиректора компании «Байкалика» Алексея Стрелюка, в июне на Ольхоне гостями из Китая и Кореи были заполнены все гостиницы. Бурятия даже отметила энтузиазм китайцев запуском программы China Friendly: в местных отелях устанавливают терминалы для карт China UnionPay и специальные адаптеры для розеток, а сайты гостиниц переводят на китайский язык.

Впрочем, география въездного туризма из Азии очень расширилась. «Индонезийцы, иранцы, бангладешцы, тайцы... Раньше здесь туристов из этих стран никогда не видели, а сейчас каждую неделю группы прибывают», – рассказал «Коммерсанту» директор компании «Русский мир» Владимир Квашнин. Иностранцы, по его словам, хотят, прежде всего, экзотики: помимо поездок на мотоциклах «Урал», они с удовольствием ходят в походы, зимой парятся в ледяной бане и занимаются подледной рыбалкой. Но самые популярные – по-прежнему стандартные туры. Поесть свежего омуля и посмотреть на нерп в Листвянке – ближайшем от Иркутска поселке на берегу Байкала, прогуляться по архитектурно-этнографическому музею Тальцы под открытым небом, покататься по Кругобайкальской железной дороге, совершить прогулку на остров Ольхон,- так выглядит среднестатистический турпакет.

Тем не менее, как считают эксперты, пока инфраструктура здешних мест сильно отстает от желаемого. Прорыва в развитии туризма, о котором было заявлено федеральными и региональными властями восемь лет назад, когда в Иркутской области решено было создать особую экономическую зону «Ворота Байкала», не произошло. Государство обещало вложить миллиарды рублей в строительство инфраструктуры, сулило резидентам многочисленные налоговые льготы и «уникальную возможность для развития гостиничного бизнеса». Проект сразу пошел со скрипом: границы и участки ОЭЗ неоднократно менялись, а резиденты из-за неопределенности заходить в нее не торопились, так что в 2011 году «Ворота Байкала» чуть не закрылись. В конце концов зону ограничили только городом Байкальском. Как пишет «Коммерсант», вкладывать туда деньги никто из здравомыслящих инвесторов не хотел – в городе работал Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат.

Развивать бизнес собирался единственный резидент – ООО «Гранд Байкал», владеющий в Байкальске горнолыжным курортом «Гора Соболиная». Курорт, впрочем, существовал еще до создания зоны и вполне может и дальше существовать без нее. Однако «Гранд Байкал» рассчитывал, что с получением статуса резидента рост ускорится. Компания собиралась инвестировать в курорт до 2017 года почти 1,4 млрд. рублей, но на сегодня вложила только 155 млн., большая часть которых была потрачена на возведение отеля. Чтобы он начал принимать гостей, «Гранд Байкал» вынужден был потратиться на накопительные емкости и насосы для воды, а также на подключение к электросетям. «Нам три года подряд говорили, что будет строиться инфраструктура, но так ничего и не началось», – рассказал гендиректор компании Андрей Логозовский. Создание инженерных сетей должно было начаться в марте 2014 года, но теперь перенесено на 2016. Руководитель филиала ОАО ОЭЗ в Иркутской области Валерий Драчев объяснял это тем, что компанию подвел подрядчик, поэтому конкурсные процедуры и процесс проектирования пришлось запускать по новой.

Региональные власти между тем бодро рапортуют, что в ОЭЗ зарегистрированы четыре резидента и скоро появится пятый. Но они пока в зоне ничего не строят. Брать на себя ответственность за то, что проект, по сути, заморожен, региональные власти не хотят и, как выясняется, ведут отсчет существования зоны только с 2012 года. Проблема в том, что Иркутская область известна частой сменой губернаторов: нынешний глава региона – уже четвертый с момента создания ОЭЗ. В сентябре регион ждут новые губернаторские выборы, и в случае прихода новой команды чиновники могут назначить рождение зоны в 2015 году.

В Бурятии, где в 2007 году была создана своя зона «Байкальская гавань», на первый взгляд дело шло веселее. Как рассказала министр экономики Бурятии Татьяна Думнова, на одном из пяти участков зоны – в селе Турка – построена вся инфраструктура, а на другом – в районе Пески – водопровод, на что из федерального и регионального бюджетов было потрачено более 4 млрд. рублей. Инвестиции резидентов – на уровне 200 млн. рублей: две компании построили несколько бревенчатых домов. Другие резиденты, отмечает министр, терпеливо ждут. «На федеральном уровне уже второй или третий год подряд ведется работа с резидентами – постоянно меняются условия контрактов. При заключении они были одни, сейчас другие», – заметила она.

Статус Байкала как природной территории накладывает жесткие ограничения на строительство – большая часть побережья отнесена к национальным паркам или заповедникам. «В том-то и проблема туристического бизнеса, что власти никак не могут решить – или мы развиваем Байкал, или мы его защищаем», – пояснил гендиректор туркомпании Green Express Вадим Копылов. А поэтому турбизнес развивается на Байкале не «благодаря», а скорее, «вопреки».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно