Калуга

Удивительное и поучительное путешествие экспертов турбизнеса по Приморскому краю. Часть 5, заключительная

Сколько ни восторгайся, рассказывая обо всех плюсах нашей поездки в Приморский край, но говорить о проблемах региона все-таки придется. И главная из них стала очевидной «благодаря» погоде.

Собираясь в дорогу на Дальний Восток, мы, как само собой разумеющееся, взяли кое-что из теплых вещей. Но они не понадобились. А некоторым участникам форума «Тихоокеанский бриз» даже пришлось покупать легкие вещи. «Бриза» не получилось. Никто из нас не подумал, что Владивосток, оказывается, расположен на одной широте с Сочи, поэтому летом там реальная жара.

Недавний опрос, проведенный сервисом бронирования Booking.com, показал, что одной из самых важных услуг в отелях российские туристы назвали кондиционер. Но в гостиницах Приморья охлаждение воздуха, как правило, не предусмотрено. Если бы не жара, эта тема, возможно, не стала бы такой острой. Но нам «досталась» температура воздуха до 32 градусов да еще и высокая влажность. В гостиницах приходилось нелегко. В пути спасал автобус – практически новый китайский Yutong, большой, удобный, с прекрасным кондиционером.

Но, с другой стороны, большой автобус оказался своего рода заложником транспортной обстановки во Владивостоке и окрестностях. Вот когда мы вспомнили добрым словом организацию дорожного движения и правила парковки в Москве. В Приморье водители бросают автомобили там, где остановились, не задумываясь, сколько свободного пространства остается для других машин. Поэтому нашему водителю приходилось то отчаянно сигналить, вызывая незадачливого коллегу, то раскачивать стоящий на дороге автомобиль, чтобы у него включилась сигнализация, то искать пути объезда, а то и высаживать группу, и тогда до нужного объекта мы шли пешком.

Два последних дня форума мы провели в поселке Андреевка, самом популярном месте отдыха жителей Приморья. Он расположен в Хасанском районе, на берегу живописной бухты Троицы в заливе Посьета. С точки зрения набора услуг – это реальный курорт. Море, аквапарки, множество кафе, магазины, в том числе неплохой супермаркет, многочисленные лавки, предлагающие морепродукты, курортные товары, одежду, сувениры, овощи-фрукты. Объявления на заборах предлагают экскурсии, морские прогулки, рыбалку и т.д.

Но состояние всего, что входит в понятие инфраструктуры, экспертов по внутреннему туризму буквально изумило.

Одна основная улица – пыльная, без тротуаров и фонарей, вечером освещаются только отдельные объекты.

Поселок застроен хаотично и неэстетично. Сдается каждый угол, комната, пристройка, сарайчик, веранда, мансарда, флигелек. Пляж с чудесным мелким песком, но лежаков нет даже на «крутой» базе «Океан» – зато есть искусственные пальмы.

База «Океан» – это бесконечные ряды домиков без удобств и питания вперемешку с автомобилями. Стоимость размещения – 2390 рублей за двоих в пик сезона. Домик на четверых – 4590 рублей. Домики, конечно, без кондиционеров, и страшно себе представить как они нагреваются в такую жару. Но база очень популярна: два бассейна, аквапарк – и люди платят.

Есть в Андреевке и гостиницы, а в них номера и без удобств, и с удобствами, но большинство тоже без кондиционеров. А наличие кондиционера поднимает стоимость размещения на запредельную высоту. Самый лучший двухместный номер в одном из отелей – с разношерстной мебелью, сантехникой в сомнительном состоянии, но с кондиционером, стоил 7 тысяч рублей в сутки. Никакой инфраструктуры, кроме парковки и кафе, у отеля нет.

Нам было с чем сравнить. По дороге в Андреевку мы останавливались на обед в гостиничном комплексе «Теплое море» в 4 км от поселка Славянка, районного центра Хасанского района. Название оправдано: два бассейна с подогреваемой и постоянно обновляемой морской водой. В этом загородном отеле просторная территория, оборудованный пляж с шезлонгами и привозным (!) песком, кинозал, игровая комната для детей, пирс для дайвинга и рыбалки, спортивные площадки, тренажерный зал, банный комплекс и массажный кабинет, роллердром и даже бесплатный Wi-Fi. И все номера с кондиционерами.

Так вот, в «Теплом море» двухместный номер, который оснащен и смотрится несопоставимо лучше, чем «самый лучший» в нашем отеле в Андреевке, стоит практически столько же – 7900 рублей в сутки. Тоже дорого, конечно. Но таких объектов в Приморском крае немного – и загружен он под завязку.

Надо сказать, что организаторов форума наше изумление по поводу Андреевки не удивило и не обидело. «Мы знаем все наши проблемы», – сказала руководитель Приморского отделения РСТ Ольга Кудрявцева. И, загибая пальцы, стала перечислять: на побережье надо строить круглогодичный санатории, пансионаты со спа-центрами, крытыми бассейнами с морской водой – а значит, нужны финансовые вложения; для привлечения туристов из центральной России необходимо сделать доступными авиабилеты – хотя бы по 10-15 тысяч рублей, тогда поедут туристы; надо снизить тарифы на энергоресурсы, это сильно влияет на ценовую политику сферы услуг в крае. И так далее. «В любом случае, надеюсь, что нам удалось подарить участникам форума частичку тепла и энергетики нашего Приморья!», – отметила г-жа Кудрявцева.

У вице-президента РСТ Ольги Санаевой особый взгляд на ситуацию в Приморском крае:

«Я родилась в Приморье, но очень давно не была. Край замечательный, море волшебное. Сколько природных ресурсов здесь сосредоточено! Морские организмы – трепанги, гребешки, кальмары, крабы. Уссурийская тайга, а там женьшень, лимонник, элеутерококк, амурский бархат. Горная местность, сопки, сочная, насыщенная зелень. Цветы, которые мы привыкли видеть только в садах– лилии, пионы, гортензии, там все это в лесу растет. Уникальный край! Какие курорты можно развивать! Но инфраструктура – жесть. С государственной точки зрения это недопустимо».

Эта тема была основной во всех дискуссиях участников форума. Люди хотят отдыхать на море, особого выбора у них нет, поэтому платят за те условия, которые им предлагают. И не обязательно это Андреевка или Славянка. Берег Японского моря заставлен палатками, и с каждой в сезон можно получить 1000 рублей в день – так зачем что-то строить? Эксплуатируй два месяца береговую линию и получай деньги, ничего не вкладывая. «Так нельзя!, – говорит Ольга Санаева. – Мы готовим подробную экспертную оценку, которую сначала направим администрации края – давайте что-то делать! Если там движения не будет, мы начнем действовать здесь, в Москве».

Мы попросили участников форума высказать свое мнение о поездке в Приморский край, поинтересовались, будут ли они предлагать туристам это направление. И получили очень интересные ответы.

 

Светлана Баранова, «Континент», Псков: «Организаторы форума – молодцы! Постоянно удивляли, заботились о нас, кормили вкуснейшими морепродуктами. Благодарна региональному отделению РСТ за интересное и полезное мероприятие.

Но вот инфраструктура огорчила. Впечатление, что застряли в 80-90-х годах прошлого века. Люди на машинах подъезжают прямо к берегу, хотя по российским законам 50 м от береговой линии считаются охранной зоной. Поселок Андреевка надо сравнять с землей и выстроить заново, благоустроить дороги к местам отдыха. Красивая природа, даже обидно, ведь туда просятся хорошие отели, как на Майорке, в Хорватии и т.д. Местные отдыхают в ужасных условиях и, наверное, думают, что это нормально.

И все же – если Владивосток предложит сборные туры, мы бы отправили индивидуалов. Псковичи же выезжают на Байкал, Алтай, Камчатку, думаю, и в Приморье поедут. Вид на бухту от памятника героям Хасана великолепен, это надо видеть. А если взять авиабилет заранее, выйдет не так уж и дорого. Я, например, брала за два месяца до поездки, заплатила 23 тысячи рублей в оба конца».

 

Ирина Левина, «На семи холмах»: «Впечатления яркие, деловое восприятие продукта перекрыли эмоции, всё увиденное было неожиданным. Например, мы не угадали с одеждой. Летом в Приморье тайская погода, это настоящие тропики: больше 30 градусов, высокая влажность. Еще мы думали, что Владивосток – это закрытый военный город, а оказалось, что все демократично, открыто. Экскурсии очень интересные.

Удивила инфраструктура – но уже со знаком минус. Не ожидали, что все так плохо. Хотя мы жили, как я понимаю, не в худших гостиницах. Наверно, пока рано говорить о групповом туризме, но индивидуалы поедут. Регион дорогой, цены, как в Москве, и даже выше. В кафе и ресторанах группы обслуживают очень долго, мы сидели по полтора-два часа. Во время плановых экскурсий это может привести к значительным задержкам на маршруте.

Предлагать Владивосток буду, но с предупреждением: впечатления будут яркими, а вот насчет условий проживания придется потерпеть».

 

Ольга Ли, «ИП Ли О.Ю.», Пермь: «Мне все понравилось – солнце, жара, невероятно сочная зелень, запах моря, чистая вода, мелкий белый песочек. Прогулки по зарослям на заповедных островах и местные байки. А какая рыба! Исключительно первой свежести. Узнала, что такое гребешок, оказалось – вкуснотища! Попробовала себя в роли гонщика на карте и гребца на невиданной доселе лодке-драконе. Оценила роскошь казино. Завела в нем клубную карту – а вдруг когда-нибудь вернусь? Увидела и запечатлела тигра Амура – увы, без козла Тимура.

Организаторам огромное спасибо за теплую встречу, за вкусные подарки. Направление интересное, предлагать буду обязательно».

 

Ольга Лобастова, «Летучий корабль», Киров: «Я просто в восторге от природы, бирюзового моря, чистейшего песка и, конечно же, морепродуктов. И рабочая часть была очень полезной, даже в автобусе мы обсуждали важные вопросы и отраслевые документы.

Нам показали много интересных объектов: арт-парк «Штыковские пруды», комплекс «Приморское кольцо», казино, рассказали об истории Хасанского района. Свозили в Приморский сафари-парк, где показали знаменитого тигра Амура. Понравилась атмосфера приморского города, мы почувствовали колорит Дальнего Востока.

Если бы авиабилеты не были такими дорогими, народ туда ездил бы, а пока для Центральной России это малодоступный вид туризма. Но Дальний Восток не разочарует, я в этом уверена. Хотя очень многое надо сделать для развития инфраструктуры. Та же Андреевка – это какие-то 90-е годы. Грустное зрелище – при таких-то природных ресурсах».

 

Анжела Миронова, «Ампарус», Санкт-Петербург: «Мы работаем на прием иностранных туристов, у нас много запросов на Транссиб, это классический маршрут Москва – Пекин. Но есть интерес к части маршрута Иркутск – Владивосток. Пора пропагандировать путешествие и по нашей стране.

Организаторы форума очень старались, даже не ожидала, что будут так замечательно принимать. Природа потрясающая, Хасанский район – все оттенки зеленого. «Тропа леопардов» в заповеднике сделана на очень хорошем уровне. У нас как раз есть клиенты, интересующиеся экомаршрутами, наблюдением за птицами и т.д. И морской заповедник впечатлил, но жить там негде, поэтому европейцы пока не поедут. В регионе ключевые рынки – это Китай и Корея. А наши клиенты, в основном, из Европы и Латинской Америки, они редко доезжают до Владивостока.

Огорчили объекты размещения. Экскурсионка по городу интересная, но цельного впечатления не сложилось. Пока размышляю, как построить обзорку для иностранцев.

На будущий год решили с испанским партнером набрать группу во Владивосток по Транссибу. Но у этого клиента очень высокие запросы по инфраструктуре, пока не понимаю, как все это устроить».

 

Елена Попова, «Старый город»: «Природа замечательная, город достойный, жаль, что не было возможности погулять по нему самостоятельно.

А вот дальше поехали – сердце кровью обливается. Инфраструктура – сплошная эклектика, видно нежелание власти и бизнеса что-либо с этим делать, а у тех, кто все же делает – нет желания или возможности сделать это хорошо. Если отель, то почему сплошь без кондиционеров, а ведь в Приморье летом очень жарко. Если пляж оборудован, то почему-то странными клеенчатыми палатками. Если есть кафе, то почему территория перед ним не ухожена. На пляжах нет ни одного нормального туалета.

При этом я в восторге от людей – открытые, искренние, деликатные в общении, даже зазывалы на пляжах не навязываются. Они гордятся своей землей, природой, морем и морепродуктами.

Явно не хватает рачительного распределения госсредств, серьезных культурных достопримечательностей. А только за атмосферой и даже ради природы люди так далеко не полетят. Я почувствовала себя разочарованной, рано отправлять туда туристов. Хотя железнодорожный маршрут из Москвы во Владивосток – тема интересная».

 

Юлия Ушакова, «Гео-Турс», Тула: «От дальневосточной природы я в полном восторге, а вот инфраструктура слабая, турбазы – возврат в 90-е годы прошлого века.

Это интересное, экзотическое направление, мне бы хотелось, чтобы оно развивалось. Но массовый турист не поедет, это для индивидуалов, которые уже повидали мир, хотят чего-то необычного и готовы потратить немало денег – поездка довольно дорогая. И летом очень жарко, но практически нигде нет кондиционеров.

Предлагать Владивосток туристам буду обязательно. Думаю, поедут, если заранее купить авиабилеты. Владивосток – это ведь край нашей страны, когда я рассказываю, что там побывала, это вызывало большой интерес. Рада, что поучаствовала в форуме, получила много полезной информации и впечатлений. Организаторы приняли нас очень хорошо, все было сделано на достойном уровне».

 

Лариса Федорова, «Виадук Тур»: «Впечатления наилучшие. Узнала много нового, к примеру, что Владивосток находится на широте Сочи, поэтому там субтропический климат с мягкими зимами и жарким влажным летом.

Форум был отличный. Показали нам игорную зону, оказалось, вполне интересная вещь для туристов. Дороги в неплохом состоянии. Многое удивило, например, огромные медузы в море, лотосы на высоких стеблях – все это местные диковинки.

Администрация Хасанского района искренне интересовалась нашим мнением о перспективах турпродукта. Интересна история Владивостока, Хасанских событий. Но по инфраструктуре надо поработать, качество объектов размещения оставляет желать лучшего. И увеличивать надо номерной фонд, чтобы появилась конкуренция и, соответственно, адекватные цены. Еще необходимо повышать профессиональный уровень экскурсоводов.

А сама я приехала во Владивосток по Транссибу. Уверена, можно смело предлагать туры на поезде, из окон которого видишь всю страну, шикарные пейзажи. Это настоящее приключение! Надо уже приглашать в Приморье российских туристов, а пока что основной аудиторией региона выступают Китай и Корея.

Благодаря форуму мы нашли хороших партнеров, договорились, что поставим сборные туры по графику».

 

Наталья Панферова, Ирина Тюрина, RATA-news

Фото Виталия Беркова

Версия для печати