Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Почему в экскурсионном туризме нет такого прироста, как в целом на внутреннем рынке

03:44, 29 ноября 2016

Экскурсионные туры – визитная карточка любого российского региона. Именно с «обзорки» начинается знакомство туристов с городом, экскурсии сопровождают и многие другие виды отдыха. Однако, несмотря на очевидный интерес россиян к поездкам по стране, в экскурсионном туризме нет того прироста, который демонстрирует в целом внутренний рынок путешествий. О том, почему так происходит, на прошедшем в Сочи первом всероссийском конгрессе туроператоров рассказала генеральный директор компании «Интерс-Рус», глава ассоциации московских туроператоров по внутреннему и въездному туризму «Мостурпул» Татьяна Козловская.

Основные болевые точки обозначены уже в теме доклада – «Роль и место туроператоров в развитии экскурсионного туризма в субъектах РФ. Взаимодействие с региональными администрациями и объектами туристического рынка». Приводим выдержки из этого выступления.

«Перед вами схема работы туроператора по экскурсионному туризму. Познавательные туры – самый сложный турпродукт. Оператор вступает в договорные отношения с отелями, объектами питания, транспортными предприятиями, формируя тур, который реализуется через агентства частным и корпоративным клиентам. Деятельность оператора можно сравнить с работой перерабатывающего предприятия, а в роли магазинов выступают агентства.

Более 20 лет назад российские туроператоры вышли на зарубежный рынок, и у нас получилось довольно быстро, практически на пустом месте, без государственной поддержки, создать целую отрасль выездного туризма. И прежде всего потому, что мы пришли на строго структурированный рынок, который функционирует по схеме, указанной выше. Верхнюю часть схемы мы отрабатывали за рубежом, вторую – у себя дома, в России. До недавнего времени у серьезного крупного или среднего туроператора в цепочке сбыта было задействовано 10-20 тыс. турагентств.

За рубежом туроператор – ключевая фигура в туризме, все участники рынка понимают это и стараются оказать ему поддержку специальными ценами, рекламой, участием в расходах на продвижение, субсидиями и т.п., в том числе и со стороны госорганов. В России – все иначе.

У нас регулирование рынка сегодня сводится, в основном, только к контролю туроператорской деятельности. Хотя регулятор, на наш взгляд, должен быть еще и нашим первым защитником и помощником. Попробуй провести экскурсию в Венеции без лицензии – штраф €2 тыс. Попробуй подвези на экскурсионном автобусе случайного туриста из Парижа в Амстердам – это уже «каботаж»! Со всеми вытекающими последствиями. Встречаются даже парадоксальные факты. Иностранные государства стоят на защите интересов российских туроператоров, например, принимая документы на визы только от тех турфирм, которые внесены в реестр туроператоров.

А в нашей стране целая когорта, мягко говоря, «не туроператоров» фактически ведет незаконную туроператорскую деятельность по экскурсионному туризму. Это школьные учителя и родители, которые самостоятельно вывозят детей на экскурсии и в туры. Или структуры с различной степенью участия государства, в том числе государственные бюджетные учреждения дополнительного образования, а также центры туризма и краеведения. Имея административный ресурс и получая зарплату от государства, они подрабатывают в качестве туроператоров. Среди них также многочисленные event-агенства, которые даже выходят на тендеры и заключают госконтракты, не имея никаких фингарантий. Я уже не говорю про турагентства, фонды, детско-юношеские организации, социально ориентированные некоммерческие организации, образовательные центры. Почему нет контроля в госзакупках? Где у нас в этом случае регулятор рынка? Где региональные администрации?

Более того, региональные администрации сами создают подведомственные учреждения ГБУ и ТИЦ, которые запрашивают у туроператоров для отчетности экскурсионные маршруты и туры, а потом на основе этой информации начинают играть роль туроператоров. На схеме ниже видно, как левая и правая части буквально сжимают туроператорский бизнес, сводят его на нет. И при этом получают гарантированную государством зарплату, и, в отличие от турфирм, не платят ни за аренду помещений, ни за рекламу».

Татьяна Козловская уверена, что необходимо ограничить участие таких государственных организаций, как ГБУ, ТИЦ, ГКУ, в туроператорской деятельности. Иначе «получается, что администрации, вместо того, чтобы создавать условия для развития туристического бизнеса, создают ему недобросовестных конкурентов. Надо расчистить рынок, чтобы могли спокойно работать экскурсионные туроператоры, особенно в сфере детского туризма».

По словам г-жи Козловской, уже с 2017 года к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ будет относиться «реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях». То есть, через месяц региональным администрациям придется заниматься детским туризмом.

«Туроператоры и турагентства заинтересованы в том, чтобы в каждом регионе были сборные экскурсионные туры, когда индивидуальные туристы обслуживаются по групповой цене, а мы могли бы присоединять к группе наших туристов от одного человека. Для этого экскурсионные туроператоры должны объединяться на местах и заниматься реализацией сборных туров. Это трудно, так как все они – конкуренты, но это необходимо для раскрутки региона. Пример «Мостурпула» говорит, что это возможно.

Объединившись в ассоциацию московских туроператоров по внутреннему и въездному туризму «Мостурпул», мы добились, что тур на два дня в Москве с отелем и с экскурсионной программой стоит от 4 тыс. рублей, включая комиссию турагентству. По маршруту «Московская неделя» туристы могут приехать в любой день недели в Москву, туроператорами ежедневно выполняется экскурсионная программа, и мы несем за нее консолидированную ответственность.

Для создания сборных туров, когда индивидуальные туристы принимаются по групповым ценам, необходимо объединиться турфирмам именно на месте, создавать турпродукт, который лучше них не сделает никакой федеральный туроператор. А региональные администрации должны взять на себя расходы по продвижению своих субъектов – рекламу в СМИ и интернете, инфотуры для турагентств, роадшоу.

Федеральные туроператоры могли бы инспектировать регион на предмет создания экскурсионных туров и составлять аналитическую справку по состоянию дорог, наличию отелей, объектов питания, транспорта и т.д. Администрации могли бы оказать помощь местным туроператорам в налаживании связей с объектами туристического рынка, с отелями и другими средствами размещения, которые, как правило, предлагают неадекватные цены. Туроператорская цена должна быть на 50-70% ниже цены «от стойки». Необходимо вводить туроператорские цены для индивидуалов и для организованных групп. При тех ценах, которые сейчас предлагают отели в регионах, создать конкурентоспособный экскурсионный турпродукт не представляется возможным.

Региональные администрации должны вкладывать деньги и стимулировать развитие детского туризма. Дети – хорошие промоутеры, это всегда поток, всегда экскурсионные группы! Высокий уровень развития детского туризма – это и высокая оценка работы регионального правительства субъекта федерации».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно