Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Внутренний туризм свой шанс не упустит

08:07, 30 ноября 2014

Большинство запросов и бронирований по России сейчас поступает на новогодние и рождественские туры. Планы наших сограждан с пользой и приятностью провести любимые с детства праздники не расстроили ни кризис, ни санкции: они просто поджались в средствах, выбрав более бюджетный, чем год назад, вариант. Заявки на другие периоды, по словам одного из экспертов, пока «даже продажами не назовешь». Хотя клиенты все же выкупают туры на ближайшие уикенды, санаторно-курортное лечение: отдых и восстановление после трудовых будней остаются в приоритете у большинства россиян.

Игроки также отмечают единичные брони горнолыжных туров на февраль, март, заказы на групповые экскурсионные поездки во время весенних школьных каникул. Но почти не запрашивают праздничные дни «вокруг» 8 марта. Впрочем внутренний туризм никогда не демонстрировал значительной глубины продаж.

Традиционно востребованы активные виды отдыха, среди которых особняком стоит горнолыжный туризм. Уже понятно, что горнолыжка в этом сезоне вырастет преимущественно за счет горного кластера Красной Поляны. Звонки с запросами на знаменитый олимпийский курорт «Роза Хутор» идут постоянно, но места на Новый год распроданы, туристам предлагают размещение на соседних курортах, включая отели Имеретинской долины.

Этой зимой наши сограждане выбирают, как правило, более дешевые туры. Востребованы санатории и дома отдыха в средней полосе России, в Беларуси, предлагающие экономичные варианты размещения.

Известные сочинские здравницы, начиная с Мацесты, по-возможности, выкупаются заранее. После Олимпиады, на фоне значительного прироста гостиничной базы, часть местных санаториев закрылась, другие изменили профиль работы. Военные санатории, ранее выделявшие квоту мест для коммерческой продажи, теперь принимают только сотрудников своего ведомства. В целом санаторно-курортная база Сочи сократилась на 30%, а оставшиеся объекты, несмотря на межсезонье, загружаются довольно активно.

Из экскурсионных программ популярными остаются города Золотого кольца, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Великий Устюг. С начала декабря, как и ожидали операторы, активизировались продажи Подмосковья, особенно по брендовым отелям, заметен растущий интерес к экскурсиям и событийным мероприятиям в столице. Однако, несмотря на общее оживление продаж, по сравнению с прошлым ноябрем все же ощущается стагнация и даже спад объемов, который в разных компаниях оценивают от несущественного до более 40%.

Групповые экскурсионные программы для школьников в каникулярные и выходные дни менее подвержены сезонности, да и кризис их коснулся в меньшей степени: родители, как выразился один из участников обзора, «развивать и отдыхать» детей не перестанут. Продажи в этом сегменте держатся примерно на прошлогоднем уровне. Среди негативных моментов эксперты упоминали подорожание экскурсионного обслуживания в столичных и подмосковных музеях в среднем на 30%.

Пожалуй, наиболее оптимистичны в своих оценках компании, предлагающие речные круизы. У них уже объявлены акции раннего бронирования на май и летние даты, стоимость круизов держится на уровне прошлого года, а спрос только растет. Эксперты напоминают, что круизный сегмент в этом году продемонстрировал завидную стабильность, никто из компаний этого профиля с рынка не ушел, все уже выставили предложения на навигацию 2015 года.

Авиаперевозка порадовала доступными ценами на рейсы в Сочи. На февраль, востребованный у горнолыжников, вполне можно купить авиабилеты из Москвы в Адлер и обратно всего за 5-6 тыс. рублей. Но в некоторых компаниях говорили о нехватке региональных рейсов в сочинский аэропорт, а также в Кавминводы и Крым.

Недостает операторам железнодорожной перевозки в Великий Устюг, Псков, Великий Новгород, Кострому. По их мнению, РЖД в принципе тормозит развитие внутреннего туризма, и не только высокими ценами на проезд, иногда превышающими стоимость самого тура. Не идет перевозчик навстречу турбизнесу: скидок на группы не дает, а за предварительную бронь билетов, наоборот, взимает комиссию. На некоторых направлениях ставит исключительно фирменные поезда, чем фактически вытесняет из предложений низкобюджетные туры.

Все чаще туристы напрямую бронируют размещение в загородных отелях и на базах отдыха, а в турфирму обращаются лишь за экскурсиями. Видимо, так россияне пытаются обезопасить себя от финансовых потерь, на которые «неизбежно», как им кажется, обрекает покупка турпакета. К тому же у людей сложилось устойчивое мнение, что самостоятельно бронировать тур заведомо выгоднее. На что игроки справедливо возражают: российская специфика такова, что именно экскурсионные туры без помощи профессионалов гораздо сложнее организовать качественно и по приемлемой цене.

В целом набор ключевых видов отдыха и познавательного туризма по России не меняется годами, однако после негативных событий минувшего лета и осени поменялось отношение клиентов к турфирмам. Людей не успокаивает даже тот факт, что операторы по внутреннему туризму не подвержены столь же высоким бизнес-рискам, как их «выездные» коллеги с чартерами, заранее выкупленными блоками мест и скачущим курсом валют.

Россияне теперь склонны к более тщательному выбору туркомпании. Приходя в офис, клиенты первым делом интересуются присутствием фирмы в реестре туроператоров, расспрашивают о страховке, просят показать платежки и т.д. Пытаются проговорить различные проблемные ситуации, с которыми, гипотетически, могут столкнуться на выезде. Помимо этого, люди явно опасаются бронировать даты на несколько месяцев вперед.

Конечно, внутренний туризм закономерно обратил себе на пользу санкционные проблемы, однако не увернулся от экономического кризиса внутри страны. Поэтому прогнозировать итоги зимнего сезона игроки не берутся: глубины спроса не видно практически по всем видам отдыха, а новогодние праздники только начинают выходить на относительно массовые продажи. Реальный расклад покажут две финишные недели перед Новым годом. Среди опрошенных RATA-news специалистов немало тех, кто ожидает увеличения объемов, но даже оптимистам ясно, что на привычно ранние продажи весенних туров рынок в ближайшие месяцы не выйдет. Сейчас главное для всех – нормально, без потерь и новых потрясений, перезимовать, а там видно будет.

Приводим мнения участников обзора (в алфавитном порядке по фамилиям):

 

Ирина Астахова, компания «Ванд Вояж»: «Отмечаем рост спроса на 25-30%. Среди наиболее востребованных – пакетные экскурсионные туры в Санкт-Петербург, Псков, Великий Новгород, Карелию, Калининград, Казань, Вологодскую область, по Золотому кольцу и в Крым. Популярны однодневные тематические экскурсии по Москве и Подмосковью. Активнее всего бронируют рождественские каникулы с 3 по 8 января, экскурсии-однодневки и уикенды, а потом уже Новый год. Помимо традиционных направлений, туристы с интересом открывают для себя новые регионы. Например, обращают внимание на наши экскурсионные и событийные туры по Тамбовской и Липецкой областям.

К сожалению, из-за утраты доверия клиентов к турфирмам заметно увеличение числа самостоятельных бронирований, отказ от пакетных туров».

 

Оксана Булах, компания «Алеан»: «Объем новогодних продаж на 2 декабря по сравнению с той же датой прошлого года вырос более чем в два раза. Безусловным лидером стал Сочи, показавший рост в восемь раз, на втором месте по общему объему бронирований – Кавминводы, на третьем месте – Беларусь, на четвертом – экскурсионные туры в Санкт-Петербург. Среди горнолыжных курортов на первой строчке Красная Поляна. Спрос вырос по курортам Абзаково – Банное, Домбай, Приэльбрусье.

По экскурсионным направлениям наш рейтинг популярности выглядит так: Питер, Великий Устюг, Беларусь, Золотое кольцо, Москва, Казань.

Ожидаем вполне успешного зимнего сезона: резкий рост курса валют обусловил переориентацию туристов на наши курорты, готовые предложить современную отельную базу и инфраструктуру».

 

 

Ольга Лукина, компания «Лукоморье» (Петрозаводск): «Спрос в Карелию на зимние туры сопоставим с прошлогодним, самые востребованные даты – с 3 по 7 января. Заранее бронируют хорошие известные коттеджи и базы отдыха, трехдневные туры на хаски, зимние джип-туры и снегоходные программы. Быстро выкупили эксклюзивные предложения на Белом море и в северной части Карелии. Из-за высокой стоимости праздничного банкета встречу Нового года в Карелии покупают меньше, чем программы на зимние каникулы и Рождество.

Все чаще отдых и лечение в карельских санаториях клиенты бронируют напрямую, а к нам обращаются за организацией экскурсий. Видно, что туристы опасаются платить операторам за программу «под ключ». Стоимость размещения осталась на уровне минувшего года, но, к сожалению, значительно выросли цены на железную дорогу и авиаперелет до Петрозаводска».

 

Игорь Мазулов, компания «Петротур» (Санкт-Петербург): «Неизменной популярностью пользуется Золотое кольцо, хорошо продается Казань, Москва, Псков, Карелия. В первую очередь выкупают даты новогодних каникул, сам Новый год берут меньше. Продажа новогодних и каникулярных туров стартовала еще в конце октября с туров в Казань.

Бронируют не только раскрученные программы по известным регионам, но и более редкие направления. Например, периодически запрашивают туры на Дальний Восток, Алтай, растет интерес к Калининграду. Пиковые продажи еще впереди, поэтому не сомневаюсь в хороших результатах зимнего сезона.

Стоимость поездок по России выросла несущественно, картину портит только ценовая политика РЖД: перевозчик не только завышает тарифы, поставляя фирменные поезда без альтернативы, но и не дает скидок и других преференций на групповые туры».

 

Михаил Мальцев, департамент туризма Самарской области: «Самарская область очень привлекательна для туристов в зимний период: сочетание экскурсионных программ, активного отдыха и прекрасной заснеженной панорамы Волги традиционно привлекает гостей. К плюсам можно добавить стремительно развивающиеся в регионе зимние разновидности событийного туризма: марафон на сноукайтах «Жигулевское море», мотоциклетный слет Snowdogs, «жигулевская кругосветка» на собачьих упряжках Volga Quest и другие. Мы ждем большой приток гостей на эти и другие мероприятия. К тому же турбизнес Самарской области активно развивает тематические туры на основе отдельно взятого события.

В сегменте речных круизов местные операторы наблюдают увеличение продаж на 30%, и это несмотря на затрудненное судоходство по Волге в навигацию этого года».

 

 

Татьяна Попова, компания «Соцздрав»: «По сравнению с прошлым годом общее снижение спроса на конец ноября составило 40%, а новогодние туры упали на 45%. Еще в прошлом году Новый год активно выкупали в октябре, а сейчас новогодние программы начали бронировать только с 20-х чисел ноября. Снизилась глубина продаж.

В первую очередь раскупают дешевые туры. Но постоянные клиенты санаториев продолжают ездить на отдых и лечение, уже пошли брони на 20 января, 15 февраля и т.д. Выбирают, как правило, недорогие объекты средней полосы России, Беларуси, они заметно дешевле, чем в Подмосковье, хотя качественно санатории практически не отличаются.

Уже четвертый год подряд в спросе больше каникулярные даты с заездом 2,3 января – в это время стоимость отдыха заметно ниже, чем на Новый год».

 

Елена Савченко, компания «Роза ветров»: «Основные запросы сейчас на Новый год и Рождество, остальные туры продаются единично. Постоянно востребованы экскурсионные туры для школьных групп, этот сегмент всегда пользуется спросом – в этом году он такой же, как в прошлом. Помимо школьных каникулярных программ, рассчитываем также на горнолыжные туры, в надежде, что они «вырастут» этой зимой, в первую очередь, за счет курортов Красной Поляны. Катание там очень хорошее, не хуже, чем в Европе.

Стоимость наземки сопоставима с альпийскими ценами. Размещение в частном эконом-отель обойдется порядка 3 тыс. руб. за номер с завтраком, в сетевых брендовых отелях – от 8 до 14 тыс. руб. Это на февральские и мартовские даты. Цена пользования подъемником также аналогична европейской стоимости ски-пасса – примерно 1,8 тыс. руб. за дневной абонемент».

 

Надежда Сердюкова, компания «Ривьера-Сочи»: «Новогодние и Рождественские праздники на Красной Поляне сейчас пользуются наибольшим спросом, за ними следуют туры на эти же праздники в Сочи, далее – отдых и лечение в сочинских санаториях и горные лыжи на Красной Поляне. Туры выходного дня и групповые экскурсионные программы замыкают список лидеров продаж. Помимо этого уже активно покупают санаторные путевки на май 2015 года, есть брони на будущее лето.

Чувствуем большой интерес рынка к внутреннему турпродукту. Заявки приходят от агентств, которые бронировали у нас туры еще в начале двухтысячных. Много заявок поступает на рекламные туры в обновленный Сочи.

Сезон уже можно считать состоявшимся, хотя продажи активно идут. Теперь рассчитываем на «сарафанное радио», ведь хорошо отдохнувшие туристы обязательно делятся своими впечатлениями».

 

 

Владислав Тимошенко, компания «Ладья» (Пятигорск): «От потрясений на рынке выездного туризма в последние месяцы внутренний туризм может выиграть, поэтому мы ожидаем повышенного внимания к нашим предложениям со стороны новых агентств.

В целом спрос чуть выше прошлогоднего. Сейчас праздничные и каникулярные даты разбирают в первую очередь. Популярны сборные экскурсионные программы, туры для школьников, пользуются спросом санатории Кавминвод. Например, наш еженедельный тур «Кавказская мозаика», рассчитанный на отдых в праздничной атмосфере курортов Пятигорска, Железноводска и Кисловодска, с кавказской кухней на Медовых водопадах, купанием в термальном источнике, поездкой в Домбай. Стоимость тура составит всего 14,5 тыс. руб. В среднем пакетные цены выросли на 10-15% по сравнению с прошлым годом».

 

Анна Тукмачева, компания «Пилигрим» (Тольятти): «По итогам октября мы отметили снижение количества заказов – на 22%, валовой выручки – на 45% по сравнению с аналогичным месяцем 2013. Но на на зарубежные туры спрос упал еще значительнее.

Осенью традиционно востребованы отдых в санаториях, на Новый год в лидерах – довольно дорогой санаторий управления делами президента «Волжский утес»: очевидно, туда поехали те, кто не смог выбраться за рубеж. Пользуются спросом и сравнительно недорогие автобусные туры из Тольятти. Но снизился интерес к детским групповым экскурсиям – родители начинают экономить.

Ранние бронирования по навигации следующего года на волжские круизы также значительно сократились – люди не могут так далеко планировать в нестабильной экономической ситуации. Зато стабильно дорожают и перевозка, и турпакеты».

 

Лариса Федорова, компания «Виадук-тур»: «Спрос не отличается от прошлогоднего, однако звонков поступает заметно больше, чем реальных бронирований. Похоже, туристы внимательнее, чем год назад, присматриваются, прежде чем сделать покупку. Отмечаем маленькую глубину продаж, а также увеличение стоимости туров в среднем на 10%.

Сейчас крайне мало продается туров на уикенды, основные продажи идут на Новый год и Рождество с наиболее популярными заездами с 3 по 9 января. Лидируют туры в Москву, затем – в Казань, хорошо бронируют санатории и экскурсионку в Беларусь, путешествия по городам Золотого кольца. Среди наших новинок – экскурсионные туры в Приэльбрусье на 5-7 дней».

 

 

Татьяна Хужатова, компания «Спутник-Гермес» (Самара): «Спрос на внутренний туризм вырос примерно на 20%, на круизы по Волге – на 30%. По направлению речных круизов раннее бронирование хорошо сработало, уже начали брать майские даты. В сегменте поездок по России люди с осторожностью бронируют дальние даты, но сейчас с неплохой глубиной продаются санатории Башкирии и Кавминвод.

На новогодние каникулы наша компания поставила семь автобусов из Самары на представление Cirque du Soleil в Тольятти, тур ценой от 3,5 тыс. рублей пользуется большим спросом. Но видим падение продаж экскурсионных туров в Казань, скорее всего, из-за того, что этот продукт уже изучен самарцами. Привычно высоким спросом пользуются горнолыжные курорты Краснодарского края, Татарстана и Башкирии. Мы рассчитываем повысить зимние продажи примерно на 10%».

 

Ольга Чикарова, компания «ТК Романовой Ольги» (Нижний Новгород): «Сейчас спрос стабильный, уменьшения не видно. Но отмечу запоздалое начало активных продаж. Сегодня спрос даже превышает показатели минувшего года. Востребованность санаториев остается на прошлогоднем уровне, а интерес к горнолыжным курортам подрос. Большой популярностью пользуются однодневные экскурсионные туры, например, поездки в Суздаль с дегустацией медовухи, с интерактивными программами. В этом сезоне тем клиентам, которые заранее брали у нас туры в Великий Устюг, мы дарили «теплые подарки от Деда Мороза» – фирменные зимние шапки и шарфы.

Ожидания от сезона положительные, у нас появились новые перспективные партнеры. Уже готовим новые туры, заключаем договоры на будущий год».

 

Наталья Панферова, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно