Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Доходы домохозяйств падают, турпотоки сохраняются. Парадокс или закономерность?

05:43, 30 ноября 2016

За год с середины 2015 года по середину 2016-го благосостояние российских домохозяйств уменьшилось на 14,4%. Об этом говорится в очередном исследовании Global Wealth Report банка Credit Suisse. Курс рубля к доллару упал с 25 руб. в 2007 году до 34 руб. в середине 2014 и до 60 в конце 2014, а в середине 2016 доллар стоил уже 64 руб. Но спрос на поездки по России активно растет, и даже за рубеж народ пусть меньше, но все равно едет. Как соотнести эти тренды?

Маркетологи больше привыкли работать с показателем реальных доходов населения. Но показатель валового дохода домохозяйств, учитывающий все виды дохода семьи, включая зарплату, натуральные поступления, социальные выплаты и льготы, также широко применяется в статистике уровня жизни, это важный фактор формирования объема и структуры потребления товаров и услуг, в том числе туристического спроса.

В результате экономического кризиса, разгоревшегося в 2014 году, доходы населения сократились. В этих условиях расходы на отдых и туризм уменьшаются опережающими темпами, народ ими жертвует – в пользу коммунальных услуг, образования, здравоохранения, питания и пр. Так почему же в той или иной степени турпотоки все-таки сохраняются?

Как считает президент РСТ Сергей Шпилько, ситуацию спасает то обстоятельство, что в сфере туристического спроса мы имеем дело, в основном, с относительно высокодоходными группами населения. И в условиях кризиса наша клиентура старается не отказываться от отдыха, а перераспределить свой отпускной бюджет.

Например, с началом кризиса туристический спрос в значительной мере перераспределился с выездного рынка на внутренний. Конечно, помимо экономических причин, этому также способствовали ограничения на зарубежные поездки для силовиков, создание инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи, присоединение Крыма, дотирование пассажирских авиаперевозок, выход на внутренний рынок крупных туроператоров.

По мнению экспертного сообщества, сейчас стали появляться первые признаки относительного оживления российской экономики. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития рост в 2017 году составит 0,8% (при тех же 0,8% снижения в текущем), а в 2018 – на 1%. Morgan Stanley прогнозирует уже в 2017 году рост ВВП на уровне 1,2%, цену на нефть $50 за баррель (при заложенных в доходной части бюджета $40) и рост бюджетных расходов под выборы в 2018.

«Опять-таки курс доллара и евро относительно рубля в 2015-2016 гг. более-менее стабилизировался, хотя к концу года турбулентность валютного рынка в нашей стране традиционно нарастает. И загадывать, что будет, я бы не стал, поскольку фундаментальные факторы валютно-финансового кризиса 2014-го года никуда не делись», – говорит Сергей Шпилько.

По его мнению, падение реальных доходов, вероятнее всего, еще не остановилось, но значительно замедлилось. На фоне всех этих процессов произошла психологическая адаптация потребителя к новым условиям и включился отложенный спрос, причем не только в отношении турпоездок. Об этом говорит, в первую очередь, увеличение глубины продажи туров на новогодние праздники. А косвенно свидетельствует повышение потребительских ожиданий, минимум которых достигался в первых кварталах 2009 и 2015 годов после пиков роста курса доллара и евро. Тем более что конец 2015 – начало 2016 в смысле скачков курса обошлось больше испугом. Вот посмотрите на график: в этом году индекс потребительского доверия растет уже третий квартал.

«Конечно, предложение адаптируется к нынешнему состоянию спроса. Резко сократилось число туроператоров и турагентств. И процесс этот продолжается, в результате на каждого оставшегося игрока приходится большая доля рынка, что частично компенсирует для них снижение спроса на поездки в абсолютном выражении, – продолжает Сергей Шпилько. – Выездной турпродукт нащупал оптимальное соотношение цены и качества для нового уровня платежеспособного спроса. Цены на выезд после начала кризиса операторы удерживали, как могли».

Скорректировалась география выезда, туроператоры стали активнее предлагать направления, которые прежде считались «ассортиментными», например, Грузию и Армению. «Выездные» операторы вышли на внутренний рынок. Крым из выездного стал внутрироссийским. «А тут еще вернулась на рынок Турция и, глядишь, вернется Египет, закрытие которых в свое время отправило в нокаут выездной рынок, уже пребывавший к тому времени в кризисном нокдауне, – говорит г-н Шпилько. – Наконец, окрыленные успехом «импротозамещения» отечественные отели, здравницы, перевозчики и объекты показа дружно приступили к повышению цен и тарифов на будущий год».

Впрочем, президент РСТ убежден, что пенять, в частности, гостиницам на это не стоит. Ведь в кризис 2008-2009 гг. они уронили цены на десятки процентных пунктов, а потом все время повышали темпами ниже индекса потребительских цен – в отличие от коммунальных, транспортных тарифов и динамики налогов, сборов и поборов.

Впрочем, пеняй не пеняй, а снижение ценовой конкурентоспособности внутреннего турпродукта неизбежно, в том числе потому, что за девальвацией, как водится, следует инфляция. А удорожание поездок внутри страны выталкивает клиента обратно за рубеж. «Так что у операторов выездного рынка краткосрочные, а, возможно, и среднесрочные перспективы неплохие, – полагает Сергей Шпилько. – Если, конечно, опять не рухнет рубль, кто-нибудь кого-нибудь не собьет, не подорвет, не найдут очередной грипп, не запретят выезжать не только силовикам, а еще и госслужащим, и власти не будут себя вести на туристическом рынке, как слон в посудной лавке. Имеется в виду и «от имени и по поручению», и электронная путевка, если механизм ее запуска не будет детально проработан, и идеи в духе налога на выезд, который на самом деле уже берут в виде целого ряда платежей за право заниматься туроператорской деятельностью. Но очень надеюсь, что здравый смысл возобладает, и рынку дадут передохнуть от бесконечных изменений в госрегулировании».

Прогнозируя ситуацию в сфере внутреннего туризма, г-н Шпилько отметил: «Пока будет хватать номерного фонда и цены не подберутся к верхней границе массового спроса, все будет неплохо. Но рубеж этот не за горами. Поэтому и для внутреннего, и для въездного туризма так важно, сдерживая, по-возможности, рост цен, повышать качество обслуживания – чтобы подорожание услуг в глазах потребителей было хоть как-то обоснованным. Нельзя налогами и сборами, в частности, курортным, подталкивать вверх издержки и цены. И необходимо всеми способами растягивать высокий сезон». Также, по мнению главы РСТ, необходимо расширять ассортимент предлагаемых туров в диапазоне от максимально бюджетных до люксовых, дробить продукт по целевым потребительским группам, делать его более интерактивным и гибким по программам пребывания.

В числе наиболее серьезных угроз туроператорскому бизнесу Сергей Шпилько назвал уже упомянутые нерыночные – прежде всего, теракты. Из рыночных – скачки валютного курса и инфляция. Из стратегических же рисков главный – рост прямого бронирования услуг, когда потребитель, как «сам себе режиссер», становится сам себе туроператором. И ответить на этот вызов будет сложнее всего.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно