Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Антон Басин: «Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»

07:33, 3 мая 2017

Удачные варианты загородных отелей в России до сих пор можно пересчитать по пальцам. В этом смысле показателен опыт проектно-строительной компании «Фанталис», у которой успешен «каждый первый» объект. О некоторых мы уже писали: DA! Hostel на Старом Арбате, гостиница только из натуральных материалов в Подмосковье, конноспортивный комплекс в Смоленске. Исполнительный директор ГК «Фанталис» Антон Басин – наш сегодняшний собеседник.

 

- Антон, вы выбрали непростую и весьма специфичную нишу загородных объектов. Почему?

- А я это люблю. Обожаю квадроциклы, снегоходы, рыбалку – любой досуг на природе. И сферу гостеприимства тоже. Поняв это, много лет назад перешел из сферы недвижимости в Azimut Hotels. Тогда-то и познакомился с Романом Фанталисом. После моего ухода из Azimut мы создали DA! Hostel, который позже успешно продали, и уже вместе взялись за создание загородных отелей. Из них сегодня под нашим управлением «Причал рыбака» в Астрахани, «Рыбинка» на Рыбинском водохранилище и эко-ферма «Старый Сиг» на озере Сиг.

 

- Можете сформулировать причину успеха ваших проектов?

- Компания «Фанталис» занимается проектированием и строительством гостиниц с нуля и под ключ. Некоторые компании, задумываясь о загородном комплексе, обращаются в архитектурное бюро. Мы же сами – и архитектурное бюро, и строители, и девелоперы собственных гостиниц. Начинали строить объекты лично для себя. На первой же базе отдыха совершили кучу ошибок, приобрели ценный опыт. Мы владеем и управляем собственными отелями, чтобы понимать, как функционирует гостиничный комплекс, что позволяет постоянно проводить «живой» эксперимент, достраивая и перестраивая, обыгрывая различные технологии продаж, методы управления. Вкладываем свои средства, чтобы быть практиками, а не теоретиками. Мы понимаем, что каждый квадратный метр должен работать, чтобы инвестиции окупались. В первую очередь думаем о деньгах инвестора, создавая технологичные и эргономичные пространства.

 

- Считается, что удачный загородный отель создать во много раз сложнее, чем городской. Почему?

- Что такое городская гостиница? Обеспечь хороший сон и вкусный завтрак и проводи постояльца гулять, на экскурсии или на работу. Больше ничего не нужно.

Загородные же объекты, особенно в средней полосе России, обязывают 24 часа в сутки быть готовыми кормить и развлекать гостей. Люди поехали за город, чтобы отдохнуть на природе. Значит, должна быть соответствующая инфраструктура. А в России никто с ней толком работать не умеет.

Когда строится загородный гостиничный комплекс, прилегающая территория – бескрайнее поле деятельности. За что зацепиться? Как спроектировать дороги, коммуникации, сделать так, чтобы и гостям было удобно, и досуга хватало, и логистика путей для технического персонала была простроена оптимально?

Особая история – семьи: родители хотят отдохнуть, но надо и присматривать за детьми. Приходится так все планировать, чтобы мама могла посидеть с подружками за чашкой кофе, не выпуская ребенка из поля зрения. Значит детская площадка должна быть видна из бара. Построить развлекательную бэби-комнату и держать в штате аниматоров, исходя из нашего опыта, накладно.

 

- Одна из удачных разработок развлекательной инфраструктуры в практике «Фанталиса» – костровая площадка. Как родилась такая идея?

- Посиделки вокруг костра люди помнят еще со времен пионерских лагерей, и мы решили предложить им «оборудованный» вариант такого отдыха. Но владельцы не поверили в успех этого сооружения. И мы решили сделать все бесплатно – доказать, что идея сработает. Приехали вдвоем с коллегой, взялись за бензопилы и организовали простейшую костровую площадку. Предусмотрели место для «шведской линии» и определились, куда поставить музыку, если что. А мясо жарить – казан у хозяев был.

В итоге гости базы «Лепота» в Московской области, в том числе статусные бизнес-леди, которые еще вчера в вечернем платье спускались в ресторан отведать стейка, с удовольствием отдыхали на костровой площадке, ели, пели, танцевали. Живой огонь, вкусное мясо, свежий воздух, отличный глинтвейн – для туристов целое приключение.

Другая наша фишка – плавающая баня на базе отдыха «Валдай ЭкоКлуб». На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие. На других объектах уже начали эксплуатировать эту идею – баня с бензиновым мотором, с электрическим.

 

- С учетом специфики объектов – сотрудничаете ли вы с туроператорами?

- Тут опираемся на экономику: если в конкретном случае будет выигрышно отдать 10% посреднику – отдадим. Если лучше их оставить себе – оставим. У нас очень хороший, качественный сайт, это важно, потому что люди чаще всего выбирают место отдыха по интернету. Поэтому тщательно подходим к контенту. Признаться, не понимаю инвесторов, которые вложили 300 млн рублей в отель, но пожалели еще 15 тысяч на хорошего фотографа. Это разовая инвестиция, приносящая клиентов постоянно.

- Заполняемость загородных отелей – это для вас большая головная боль?

- Основная проблема – сезонность и, как следствие, низкая среднегодовая загрузка. Многим объектам знакома ситуация, когда большую часть года номера простаивают, зато в пиковые месяцы спрос втрое превышает предложение. Для решения задачи мы придумали… расширить жилой фонд. Например, удачный вариант получился на нашей базе отдыха «Старый Сиг» в Тверской области. Там шесть деревянных домов в русском стиле, и летом база просто не способна была вместить всех желающих.

Строить дополнительные домики – дорого. Особенно когда налицо так называемый трудный ландшафт: дорожки, коммуникации у озера или реки – все это кажется само собой разумеющимся, но на самом деле там зарыты миллионы. Которые ложатся частью своей окупаемости на стоимость номера. А дороже пяти-шести тысяч рублей в сутки даже за супер-отдых россияне платить не готовы.

В результате мы пришли к идее твинхауса – проекта типовых домиков для базы отдыха: отдельных жилых помещений, но на едином фундаменте и под единой кровлей. То есть, фактически одно здание, где люди живут в разных его частях и друг с другом не пересекаются. У каждого – свой выход на улицу, отдельная территория, газончик, свой забор. В каждом таком доме можно независимо включать-выключать отопление, ставить его на режим stand-by или, наоборот, включать за сутки до заезда, чтобы подготовить домик к приезду гостей.

Экономия – невероятная. Инвестиции же минимальные: 15 млн на два твинхауса по восемь домиков, в которых размещаются до 32 человек. То есть по два миллиона на один мини-дом от и до: начиная с постройки и заканчивая последней льняной салфеточкой в интерьере.

В итоге мы теперь можем принимать в высокий сезон всех желающих. Уточню, что это небольшое «довложение» мы вернули всего за полтора года. А по итогам работы гостиничного комплекса всего за полгода вышли с нулевой окупаемости в хороший плюс.

Затраты же на содержание дополнительного номерного фонда в период низкой загрузки практически сведены к нулю: несколько часов работы одной горничной и закупка моющих средств стоят не так дорого. На операционных затратах это не сказывается.

 

- Какова основная ошибка владельцев загородных объектов?

- То, что желание сделать все по своему вкусу им важнее рентабельности бизнеса. С чего все начинается: хочу, чтобы у меня был красивый загородный комплекс, чтобы и самому там отдыхать, и гостей приглашать. Тут доходности не жди: бизнес будет не то что в ноль, а в сильный минус. Чтобы поразить друзей «имением на озерах», хватит одного лета, а убытки объект станет приносить долгие годы. Не знаю ни одного качественного загородного средства размещения, которое окупилось бы раньше, чем через 10 лет. Даже если объект создавался грамотно. И забудьте про позолоченные фонтаны, столы из красного дерева и люстры из муранского стекла – отделите необходимое от желаемого.

Не лучше, когда у объекта несколько совладельцев, все заканчивается обвинениями, что один неправильно посчитал, второй нанял пьющих егерей, а третий – воров-официантов… А дело – не в персонале, не в бухгалтере, и не в слабой рекламе: просто гостиница изначально не была приспособлена зарабатывать деньги.

Ставьте самые простые и дешевые домики с минимальной, но продуманной планировкой. У нас есть проекты отдельно стоящих домов от 150 тысяч рублей за самый простой вариант. Это сезонные неотапливаемые «кубики» с двухэтажными кроватями, тумбочками и кухонькой прямо в доме. Их на ура расхватают на лето студенты и семьи с невысоким доходом.

Да, это «никакой» уровень по части сервиса. Но и вложения копеечные. В инфраструктуру – тоже: простейший причал, весельная лодка, шахматы и домино в аренду. Сюда приедут люди отдохнуть за три рубля, половить рыбу, пожарить шашлык, поиграть в бадминтон. Дорожки для прогулок тоже сами протопчут или будут радостно гулять по неухоженному лесу.

Промежуточный вариант – недорогие таунхаусы, как на нашей базе на острове Сиг. Первоначальные инвестиции – пара десятков миллионов рублей. А дальше посмотрите: пойдет, не пойдет, нравится-не нравится, что еще можно добавить.

 

Кристина Голубева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно