Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Платежный баланс, экспорт услуг, визы, статистика, кадры – мало не покажется

05:31, 31 января 2019

Каждая посвященная туризму встреча на высшем уровне открывает новые перспективы его развития, тем более в условиях передачи управления отраслью в другой орган исполнительной власти. И, судя даже по лаконичным комментариям по поводу вчерашнего совещания президента страны, темы поднимались важные.

Дефицит платежного баланса по статье «Поездки» у нас реальный, так что полностью согласен с Максимом Орешкиным, что вопрос увеличения экспорта туруслуг – первоочередной. Без этого, например, не увеличить экспорт услуг пассажирского транспорта. А это значит, что, с учетом той доли, которую транспорт вместе с услугами гостеприимства занимают в структуре товарооборота, не решить поставленную президентом задачу увеличения до $100 млрд экспорта услуг из России.

А еще эту задачу не решить, по крайней мере, в обозначенные сроки без упрощения визового режима с экономически развитыми странами. И это вопрос не к Минэку, а к МИДу, позиция которого на сей счет хорошо известна. То есть, это принципиальный экономический вопрос, который может быть решен только благодаря политической воле президента России, как это уже случалось при введении 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных судов в 2003 году и пассажиров морских паромов в 2008-м.

Также в расчетах платежного баланса нельзя абстрагироваться от учета трудовой миграции. А такой цели поездки, как получение заработка, в пограничной статистике нет. И в результате она не отражает реальной структуры миграционных потоков, а расходы на душу иностранца в России получаются кратно ниже зарубежных. Необходимо научиться качественно считать миграцию и вывести реальный баланс туристического экспорта и импорта – кстати, с учетом приобретаемых туристами товаров, а не только услуг. И это вопрос принципиальный. потому, что в первую очередь от туризма зависит весь розничный экспорт товаров народного потребления, если не считать онлайн-торговли. И без учета этой части товарного экспорта, как и мультипликативного влияния туризма на экономику в целом, значение развития нашей индустрии не понять и не посчитать.

Если упростить визовый режим и улучшить продвижение страны на внешнем рынка, тогда, а фактически уже сейчас, на первый план выходит вопрос динамичного роста и диверсификации качественного предложения пакетных туров организованным туристам и услуг самостоятельным, чтобы они выбрали поездку в нашу страну по соотношения цены и качества обслуживания. А это уже вопрос стимулирования инвестиций и господдержки въездного и внутреннего туризма, то есть компетенция экономического блока правительства. Тем более что в России отраслей с таким экспортным потенциалом, как туризм, с точки зрения реалистичности и сроков его освоения найти сложно. Особенно учитывая ежегодный рост реального спроса на международные турпоездки в мире на уровне близком к 5%.

Поэтому министр прав и в том, что срочно нужна новая стратегия развития туризма, качественно более высокого уровня, чем действующая. Только удастся ли в пожарном порядке разработать и утвердить механизм такого стимулирования, в том числе налоговый? Пока финансовые власти неуклюже пытаются скрасить перекосы межбюджетных отношений эскалацией региональных и местных налогов и неналоговых платежей типа курортного и туристского сборов.

По поводу подготовки кадров. Вопрос исключительно больной, особенно на региональном уровне. Как его решать? Последние годы это делали просто – путем закрытия негосударственных вузов и их филиалов в пользу государственных столичных. Но это путь тупиковый, поскольку студенты, родители которых платят только за обучение по 300-400 тыс. рублей в год, не пойдут потом работать в турбизнес или гостиницу за 30-40 тыс. Поэтому цель должна быть не в административной зачистке рынка, а в приведении программ подготовки к обычному формату европейского туристического образования с большой долей практики, хорошей языковой и компьютерной подготовкой. И, в том числе, с бюджетными местами в частных вузах, чтобы готовить кадры для работы в регионах. Плюс – всемерное развитие и, в известной степени, реформирование среднего специального туристического образования.

И главное, чтобы очередной дебют реформирования сферы туризма быстро не перешел в цугцванг.

 

Сергей Шпилько, президент РСТ, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно