Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Гостиницы УрФО: итоговый обзор-2007

08:07, 31 мая 2007

Рост экономических, культурных и деловых связей Уральского федерального округа ведет к оживлению гостиничного бизнеса

Денежная емкость гостиничного рынка России оценивается в $1,7-2 млрд., а темпы роста – в 20-25 % в год. Такие данные приводятся в аналитическом отчете «Тенденции развития российского гостиничного рынка» агентства Abarus Market Research. В то же время, по оценкам специалистов Discovery Research Group, в последние годы доля обеих российских столиц в общем отраслевом балансе сокращается. Если в 1999 году отели Москвы и Санкт-Петербурга генерировали свыше 80 % дохода, то в 2002 году – уже только 70 %, а в настоящее время их совокупные доходы не достигают 50 %.

Процесс деконцентрации происходит на фоне оживления этого рынка в регионах. В Уральском федеральном округе за последние три-четыре года активность гостиничного строительства заметно увеличилась, что вызвано ростом экономических, культурных и деловых связей УрФО. К строительству коммерческой недвижимости, в том числе отелей, на территории округа проявляют интерес международные операторы и инвесторы.

Екатеринбург С 2003 года, когда в гостиничную отрасль пошли активные инвестиции, количество отелей в Екатеринбурге выросло более чем на 50 %. В 2005 году в Екатеринбург пришел первый сетевой игрок – Park Inn, входящий в сеть мирового гостиничного оператора Rezidor Sas. В рамках программы «Гостиницы Екатеринбурга» в 2006 году открыто 10 новых отелей, в 2007-м планируется открыть еще 10, а к 2015 году в городе должно появиться от 61 до 68 новых гостиниц. Объем гостиничных услуг, по данным администрации Екатеринбурга, – порядка 750 млн. руб., а к 2015 г. может достигнуть 2 млрд. 625 млн. руб.

По данным комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга, на 1 января 2007 г. в городе насчитывалось 66 средства размещения на 5.386 мест, в том числе 42 гостиницы, два автокемпинга и 22 дополнительных средства размещения, не попадающих в разряд отелей по номерному фонду и уровню предоставляемых услуг.

Официальным обладателем категории 5*         является единственный отель города – «Атриум Палас Отель». Две гостиницы –«Уральский двор» и «Октябрьская» – имеют категорию 4*. Девять гостиниц имеют официальный статус 3*, две – 2* и одна – категорию 1*.

Несмотря на бурный рост рынка, отелей все еще не хватает, особенно в период деловой активности – с ноября по май (исключая новогодние праздники). Особенно остро ощущается нехватка гостиниц эконом-класса, ориентированных на командированных, школьников и тому подобные категории населения.

В гостиницах уровня 2* минимальная цена размещения составляет 220 руб., в трехзвездочных варьируется от 472 руб. («Большой Урал») до 3.600 руб. (Park Inn) и 4.100 руб. («Магистр»), в 4- и 5-звездочных отелях стоимость размещения доходит до 8.000 руб. за сутки.

По оценкам участников рынка, загрузка дешевых гостиниц достигает 98 %, в остальных она в среднем составляет 56-58 %. Эконом-сегмент занимает всего около 10 % местного рынка, примерно столько же приходится на долю «премиума», оставшиеся 80 % – отели среднего и выше среднего классов.

Количество приезжающих в Екатеринбург увеличивается ежегодно на 10-20 % и сейчас составляет порядка 300 тыс. человек. Около 70 % из них прибывает с деловыми целями.

В связи с явным преобладанием бизнес-туристов большинство отелей ориентируется на допуслуги: конференц-залы, комнаты для переговоров, компьютер, факс, услуги переводчиков, заказ билетов, встреча и проводы в аэропорту, оздоровительные центры, прачечная, химчистка и т. д. Участники рынка утверждают, что именно дополнительные услуги способствуют повышению доходности гостиничного бизнеса.

Сервис такого рода предлагают многие гостиницы сегментов среднего и выше среднего, в том числе мини-отели вместимостью до 50 номеров – их в последние годы становится все больше. В этом формате работают    «Домашний отель», «Александровский Парк-Отель», «Рингс», «Эрмитаж» и др.

В Екатеринбурге развивается и такое направление, как предоставление приезжающим арендованных квартир. Но, как полагают эксперты, это направление не оказывает существенного влияния на рынок гостиничных услуг.

Более серьезными конкурентами способны стать иностранные гостиничные сети, предлагающие мировые стандарты обслуживания. В данный момент в городе реализуется два таких проекта. «УГМК-холдинг» строит 5-звездочную гостиницу на 300 мест, которая станет первым объектом комплекса «Екатеринбург-Сити». Управлять гостиницей будет сеть Hyatt. В рамках данного проекта планируется также строительство 3-звездочной гостиницы. Кроме того, в 2008г. планирует открыть в Екатеринбурге 4-звездочную гостиницу Novotel крупная французская сеть Accor Group.

Эксперты прогнозируют резкое обострение конкуренции на гостиничном рынке Екатеринбурга в ближайшие два-три года. Как считают участники рынка, у сетевиков много денег, возможностей, они нацелены на долгосрочную перспективу и могут себе позволить вначале демпинговать. В результате часть ныне существующих местных гостиниц будет вынуждена закрыться.

Чтобы достойно противостоять варягам, местные отельеры тоже объединяются. На сегодняшний день, по данным комитета по организации бытового обслуживания населения горадминистрации, в городе действует две местных гостиничных сети. Это «Урал-отель», куда входят гостиницы «Атлантик», «Екатерининская», «Урал-отель», и «Евро-Азиатский холдинг», включающий в себя отели «Центральная», «Премьер-отель» и «Гранд-Авеню отель».

Челябинск По данным, которые удалось получить из открытых источников, в середине 2006г. номерной фонд Челябинска составлял около 1,4 тыс. номеров, или 2,6 тыс. койкомест. Обеспеченность номерами на душу населения – менее двух номеров на 1 тыс. человек (в Екатеринбурге в 2-2,5 раза больше).

Как поясняет начальник отдела туризма главного управления по физической культуре и туризму Челябинской области Александр Филиппов, составлять реестр гостиниц челябинские власти начали совсем недавно, и эта работа пока далека от завершения. Единственное, что можно утверждать со всей определенностью, – гостиниц в области недостаточно, а коль есть дефицит в местах размещения, то цены завышены. В низкотарифных гостиницах стоимость размещения составляет 1000-1900 руб., в гостиницах среднего класса – 3200-4100 руб.

Согласно оценкам специалистов компании Becar. Commercial Property, в Челябинске пока нет гостиниц, отвечающих международному высшему классу, а к классам 3* и выше можно отнести только шесть гостиниц города: «Виктория» (90 номеров), «Березка» (54 номера), «Славянка» (36 номеров), «Смолино» (62 номера), «Меридиан» (56 номеров) и «Северокрымскую» (10 номеров).

С целью получения прибыли отельеры зачастую сокращают номерной фонд и сдают площади в аренду. В большинстве низкотарифных гостиниц Челябинска более 60 % номеров занято офисами компаний.

При отсутствии на настоящий момент в Челябинске иностранных сетей здесь представлена российская гостиничная сеть Heliopark.

По мнению Александра Филиппова, низкие темпы развития рынка Челябинска связаны с тем, что вкладывать финансы в гостиничный бизнес невыгодно из-за длительных сроков окупаемости. «Гостиницы сейчас строят в основном для себя, в частном порядке», – отметил он.

«Спрос на гостиницы в настоящее время существенно превышает предложение», – констатировал начальник отдела туризма. Это касается как Челябинска, куда основная часть приезжих прибывает по делам, так и Магнитогорска, привлекающего туристов горнолыжными трассами и аквапарком – это, кстати, второй по количеству гостиниц город в области. Стоимость размещения в магнитогорской гостинице «Европа» – от 2800 руб.

В последние годы челябинские отельеры начали заниматься реконструкцией гостиниц. Так, в «Малахите» на днях открылся ресторан Green. По словам генерального директора ОАО «Гостиничное хозяйство» (объединяет три гостиницы) Евгения Чуксина, открытие ресторана – это первый этап масштабной реконструкции гостиницы «Малахит».

«В отеле уже открыт новый конференц-зал и лобби-бар, – рассказал он.. – В настоящее время подходит к концу ремонт холла и первого этажа, после чего мы планируем обновить фасад гостиничного комплекса и сделать пристройку, в которой разместятся VIP-номера, SPA-центр, тренажерный зал и бассейн». Как сообщил Евгений Чуксин, в будущем к зданию пристроят еще один ресторан на 200 мест.

Положение с нехваткой средств размещения в регионе может в ближайшие годы измениться. По сообщению ряда СМИ, в августе 2007г. в Челябинске откроется 4-звездочная гостиница Holiday Inn на 54 номера. Как сообщает журнал «ДК-Челябинск», в марте 2007г. в городе в тестовом режиме начал работать отель Park City, позиционирующийся на уровне 4*. По информации журнала, еще ряд крупных международных гостиничных операторов публично выразил желание в срок до 2010г. построить в Челябинске отели уровня четырех звезд.

Курган Традиционно сельскохозяйственная область не может похвастаться бурным развитием туриндустрии. Однако и в Зауралье в последние годы наблюдается оживление деловой активности, вызывающее спрос на гостиничные номера.

Всего в городе, по данным администрации Кургана, в настоящее время работает 12 гостиниц, включая ведомственные и частные. Количество мест во всех гостиницах вместе взятых не превышает 500.

Наиболее известны существующая еще с советских времен «Москва» (174 номера, 232 места), «Славянская» (23 номера, 25 мест) и «Дворянская» (11 номеров, 16 мест).

В среднем цена размещения в столице Зауралья варьируется от 500 руб. до 3500 руб.

Тюмень В Тюменской области работает 37 гостиниц. Официальный статус 4* имеет только одна – «Тюмень». По мнению участников рынка, статуса 3* и выше достойны еще две гостиницы: «Президент Отель» и «Славянская». Еще трем можно присвоить 1-2 звезды. Прочие гостиницы относятся к некатегорийным. Основная часть гостиниц, построенных еще в советский период, нуждается в коренной реконструкции. В 2005г. в Тюмени открылся лишь один отель – «Восток» – на 50 номеров. В 2006г. новых гостиниц не сдавалось.

Максимальная единовременная вместимость гостиниц города на конец 2005г. (более свежими данными администрация Тюменской области не располагает) составляла 2 575 мест. Общий номерной фонд – 1 550 номеров.

В «звездных» гостиницах средняя цена размещения составляет 3500 руб.

Как показывает анализ данных рынка, в городе не заполнен сегмент гостиниц среднего класса. По свидетельствам участников рынка, конкуренция существует лишь среди бывших советских гостиниц с уровнем сервиса ниже трех звезд.

По итогам 2005г. средний коэффициент загрузки гостиниц составил 51 %. Годовая численность размещенных лиц – 210 тыс. человек. Большая часть приезжающих в Тюмень – от 71 до 87 % – прибывает сюда с деловыми и профессиональными целями.

По оценкам департамента стратегического развития обладминистрации, в ближайшие три года в Тюменской области будет реализован целый ряд инвестиционных проектов, связанных с развитием гостиничного и санаторного бизнеса. Так, только в Тюмени прогнозируется строительство трех крупных и трех средних гостиниц эконом и бизнес- класса, в том числе крупных международных сетей.

Построить отели в Тюмени намерены крупные иностранные компании Mariott, Rezidor Sas и Accor Group. Площадки под гостиницы Mariott (вместимостью до 130 номеров) и Rezidor Sas (марка Park Inn) уже намечены в центре Тюмени.

Параллельно будут строиться небольшие гостиницы и мотели в других муниципальных образованиях области и на трассах, для обслуживания транзитного потока. Так, в Тобольске инвесторам для обустройства небольших гостиниц, в том числе семейного типа, будут предлагаться исторические объекты.

По предварительным оценкам, общая инвестиционная емкость туриндустрии Тюменской области в ближайшие три года превысит 3 млрд. рублей. По мнению специалистов, рынок «проснется», как только наметится тенденция увеличения спроса на услуги гостиниц.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры функционируют 107 коллективных средств размещения (КСР), в том числе 92 общего назначения (гостиницы и аналогичные средства размещения) и 15 специального назначения (санатории и базы отдыха). Количество мест в гостиницах населенных пунктов Югры превышает 6000.

По количеству гостиниц и аналогичных средств размещения ХМАО занимает лидирующее положение не только в УрФО, но и в России. При этом динамичнее всего в последние годы развивалось гостиничное хозяйство Ханты-Мансийска, на долю которого приходится около четверти всего количества мест в средствах размещения общего назначения.

С 2003г. начался рост количества туристов и загрузки гостиниц. Количество гостей автономного округа в 2003 году, достигло 455,2 тыс. человек. Большинство граждан прибывали с деловыми и профессиональными целями.

Среди городов по числу прибытий лидирует Нижневартовск (160 тыс. человек), где этот показатель по сравнению с 2001 г. увеличился в 3,5 раза. На втором месте Ханты-Мансийск (77,4 тыс. человек), на третьем – Сургут (44 тыс. человек).

По данным анализа за 2006 год, проведенного специалистами окружного комитета по туризму, к городам и районам с высоким уровнем загрузки относятся Белоярский район (69,49 %), Югорск (63,23 %), Нижневартовск (56,17 %). Средним уровнем загрузки (33 – 36 %) обладают Ханты-Мансийск, Сургут, Нефтеюганск, Октябрьский район, а также Нефтеюганский район, где загрузка превышает 40 %. Территории и города с низким уровнем загрузки – Кондинский район (17,4 %) и г. Урай (15,33 %)

В итоге средний показатель загрузки средств размещения автономного округа составил 47,38 %. Высокий по общероссийским меркам уровень загрузки в окружном комитете по туризму объясняют большим количеством проводимых мероприятий (соревнования, совещания, семинары, форумы, выставки). В 2005 году доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и других платежей составили более 1,4 млрд. рублей.

Средние цены размещения в гостиницах округа таковы. Место в трехместном номере стоит 600–800 рублей, в двухместном номере от 900 до 1.200 рублей. Одноместный номер стоит 1200–2000 рублей, полулюкс и люкс – от 3.500 рублей.

Как и в других регионах, в Югре высок спрос на дешевые гостиницы. Уровень загрузки СР эконом -класса по округу превышает 50 %. В то же время уровень загрузки отелей класса 4* в среднем составляет 40 %.

Гостиницы Югры отличаются относительно высоким по сравнению с другими регионами уровнем комфортности. Около половины объектов были построены или реконструированы в течение последних 10 лет. Как утверждают в комитете по туризму, при желании более половины всех средств размещения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры могут уже сегодня получить классификацию от 2 до 4*, лишь в отдельных случаях принимая дополнительные меры по доведению своих услуг до уровня соответствующих стандартов.

Показатель среднегодовой загрузки гостиниц растет год от года. Специалисты комитета по туризму предполагают, что тенденция роста загрузки гостиниц в последние годы сохранится и составит более 50 %.

«50 % загрузки – это высокий уровень (норма для самоокупаемости КСР составляет 35-40 %), а для проведения массовых мероприятий и приема большого количества туристов необходим запас мест размещения, – утверждает председатель комитета Валерий Беспояско. – Поэтому строительство новых гостиниц сначала может снизить уровень загрузки, но во время проведения массовых мероприятий КСР смогут принять больше гостей и тем самым увеличить круг потенциальных туристов».

Ямало-Ненецкий автономный округ В столице автономного округа Салехарде в настоящее время работает восемь гостиниц. Гостиничный комплекс ГУ «Ямальский» (28 номеров, 37 мест) имеет категорию 4*. «Арктика» (53 номера, 81 место) -3 *, гостиница «Ямал» (59 номеров, 90 мест) относится к классу «двухзвездочников».

Остальные гостиницы – «Полярный круг», «Обь» (работающая при аэропорте), «Солнечная», «Сибирь» – относятся к эконом классу и предлагают более чем скромный уровень сервиса. К примеру, в «Сибири» (17 номеров, 32 места), действующей фактически как общежитие, – общие душевые места и туалет. Приличным по местным меркам уровнем сервиса отличается гостиница в г. Лабытнанги (65 номеров на 112 мест).

В районных городах автономного округа действуют в основном ведомственные гостиницы. Муниципальных отелей практически нет.

По словам заместителя начальника гостиничного отдела управления делами администрации ЯНАО Екатерины Варламовой, в автономном округе ощущается острая нехватка в коллективных местах размещения. «Сейчас в округе проводится очень много мероприятий, в том числе международного уровня, – рассказала она. – Потребность в гостиницах огромная, часто возникают проблемы с размещением гостей”.

В то же время новых отелей в ЯНАО не строится. В 2006г. не было сдано ни одной гостиницы, не запланировано их появление и в 2007г. Единственным подспорьем в приеме приезжающих являются частные дома, сдаваемые под гостиницы.

Недостаток коллективных средств размещения ведет к высоким ценам в гостиницах. К примеру, в «Арктике» люкс стоит 10 тыс. руб., одноместный номер – 4.600 руб. Люкс в «Оби» обойдется в 3.895 руб., одноместный люкс в «Полярном круге» – в 2.640 руб.

Как сообщила Екатерина Варламова, вопрос о строительстве отелей давно назрел. В ближайшем будущем в Салехарде намерены строить новую муниципальную гостиницу, под нее уже отведен земельный участок.

В УрФО придет гостиничный бум Подводя итог, можно с уверенностью констатировать, что рынок гостиничных услуг УрФО еще далек от насыщения и продолжает формироваться. В то же время уже сегодня загрузка гостиниц практически во всех регионах федерального округа превышает общероссийскую, составляющую порядка 40 %. По мнению экспертов, развитию гостиничного бизнеса должны сопутствовать такие факторы, как развитие инфраструктуры, предприятий общепита, рост розничной торговли и банковских учреждений, а также разработка туристических маршрутов.

Анализ макроэкономических показателей Уральского федерального округа за последние годы свидетельствует о положительных тенденциях в развитии социально-экономической ситуации в УрФО. Динамика развития округа, стабильная макроэкономическая ситуация, сравнительно высокие доходы населения способствуют привлечению в регион российских и иностранных инвестиций. Рост инвестиционной привлекательности УрФО, помимо прочего, ведет к увеличению числа деловых поездок, что увеличивает его потребность в услугах гостиниц.

А коль есть спрос – будет и предложение. Участники рынка убеждены в том, что в ближайшие годы округ ожидает гостиничный бум, что позволит обеспечить условия для приема различных категорий приезжающих по адекватным ценам. Приход на рынок международных и российских профессиональных гостиничных операторов, открытие новых гостиничных комплексов и реконструкция существующих, появление на рынке здоровой конкуренции – это первые шаги в развитии гостиничного хозяйства УрФО, которые должны привести к становлению качественного сервиса. (УралПолит.ру)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно