РАТА-новости

В самом сердце Европы...

не европейские цены!

Лучшие СПА в Польше

 Ваш туроператор в Польше

 ТурТрансВояж 03.12.18
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Хорватия с 11 марта
 
 
 
Ванд Китай
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Март
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
25262728123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№2797Проблемы с подготовкой кадров для индустрии туризма начинаются еще в школе

Проблемы с подготовкой кадров для индустрии туризма начинаются еще в школе


В 2011 году набор в вузы, которые выпускают кадры для туриндустрии, будет проходить по новым образовательным стандартам, определяющим не конкретные специальности, а направления подготовки – «Туризм», «Гостиничное дело» и «Сервис». Таким образом, вузы лишаться возможности принимать студентов на непрофильные специальности, а значит, высшее образование станет более «заточенным» на туризм. Однако первые результаты появятся не раньше, чем через четыре года, когда сегодняшние абитуриенты получат дипломы. Да и это сразу проблемы не решит. Так что вопрос нехватки квалифицированных кадров для туротрасли будет разрешен нескоро.

 

Накануне вступительных экзаменов в российские вузы RATA-news попросила подробнее рассказать о нововведении в системе образования директора Центра подготовки кадров «Туриндустрия», заместителя заведующего кафедрой рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Кирилла Кружалина (фото).

 

Около 80% ныне действующих сотрудников турфирм не имеют профильного образования, а выпускники вузов, по мнению работодателей, недостаточно подготовлены, их надо либо доучивать, либо переучивать. Но, с другой стороны, и работодатель не всегда имеет четкое представление о системе подготовки кадров для отрасли, полагает Кирилл Кружалин. Даже точно подсчитать, сколько вузов в стране этим занимается, невозможно. Среди них очень мало именно туристических учебных заведений. До сих пор только три специальности и одно направление подготовки можно было с полным основанием отнести к туризму. Это «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм» и направление «Туризм» (бакалавриат и магистратура).

 

«С этого года набор в вузы будет осуществляться по вступающим в силу государственным образовательным стандартам третьего поколения, которые определяют не специальности, а направления подготовки (бакалавриат и магистратура) «Туризм», «Гостиничное дело» и «Сервис». В рамках этих направлений Учебно-методическое объединение по образованию в области сервиса и туризма рекомендует, например, такие профили: «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг», «Технология и организация развлечений», «Ресторанная деятельность» и так далее», – поясняет Кирилл Кружалин. Правда оценить результат этой системы, по его мнению, можно будет только после 2015 года, когда турбизнес получит первых выпускников-бакалавров, подготовленным по новым стандартам. «Сейчас вузы будут доучивать студентов, поступивших до 2011 года, по стандартам второго поколения. Следовательно, актуальны будут и те проблемы, которые характерны для современной системы подготовки кадров», – говорит г-н Кружалин.

 

Еще недавно самой популярной в вузах специальностью была «Социально-культурный сервис и туризм», которую, однако, нельзя назвать такой же востребованной на предприятиях туриндустрии. «В целом справедливые упреки работодателей по поводу низкого качества подготовки кадров для сферы туризма следует отнести именно к специальности «Социально-культурный сервис и туризм», ну и, конечно, к основной массе непрофильных специальностей, где на туризм отведено 10-15% учебного времени», – продолжает эксперт.

 

Многочисленные замечания по этой специальности вынудили Минобразование разделить ее на две – «Социально-культурный сервис» и «Туризм». Прорыв произошел только когда были утверждены и введены в действие ГОСы второго поколения по направлению и специальности «Туризм». Однако вузы не торопились их лицензировать. «Причина в том, что специальность «Социально-культурный сервис и туризм» дешевле в реализации, не требует привлечения высококвалифицированных преподавателей и практиков туризма, имеет недостаточную научную составляющую по сравнению с «Туризмом», не обязывает вузы организовывать практику для студентов на предприятиях туриндустрии», – полагает Кирилл Кружалин. В частности, не стали открывать новую специальность, педагогические, технические, транспортные, лингвистические и другие вузы. А вот профильные вузы, в первую очередь, туристические, ведут подготовку по направлению «Туризм», однако их не очень много. Как считает г-н Кружалин, положение дел изменится с этого года, когда непрофильные вузы лишаться возможности зачислять студентов по ГОСам второго поколения, следовательно, на непрофильные специальности. Однако они должны будут доучить тех, кто поступил раньше, по старым стандартам.

 

Что касается системы подготовки кадров со средним профессиональным образованием, то Кирилл Кружалин обращает внимание на такие цифры. Обучение ведется в 236 образовательных учреждениях и их филиалах по специальностям «Туризм» и «Гостиничный сервис». В это число, помимо ссузов, входят 60 вузов, реализующих программы среднего профессионального образования. По мнению эксперта, это развенчивают миф о том, что средних образовательных учреждений, готовящих кадры для сферы туризма, значительно меньше, чем вузов. Такая оценка справедлива только для отдельных регионов, однако в целом по стране число ссузов составляет 82% от количества вузов. «Но и этого недостаточно, необходимо приводить их количество в соответствие с потребностями туриндустрии. А точнее – менять пропорцию в пользу ссузов, возможно, за счет снижения планов приема в вузы. Ведь правильнее оперировать не числом образовательных учреждений, а количеством обучающихся. А этим должны заниматься органы управления образованием и туризмом как на федеральном, так и на региональном уровнях», – считает г-н Кружалин.

 

Анализируя цифры, можно сделать еще один вывод: 61% образовательных учреждений реализуют специальность «Туризм» и лишь 47% – «Гостиничный сервис». На лицо перекос, поскольку туриндустрия испытывает кадровый голод, в основном, в специалистах гостиничного дела. «Можно сказать больше: специалистов, подготавливаемых для работы в туристических компаниях, сегодня переизбыток. Этому способствуют и профессиональные стандарты, согласно которым основные должности менеджеров турфирм комплектуются кадрами как с высшим так и со средним профессиональным образованием. Это опять вопрос к органам управления образованием и туризмом, отвечающим за обоснование цифр относительно потребностей туриндустрии и планов приема в вузы и ссузы», – отмечает Кирилл Кружалин.

 

Он подчеркивает, что без контактов вузов с работодателями невозможно говорить о совершенствовании качества подготовки специалистов для сферы туризма. Тем более что, по мнению г-на Кружалина, проблемы с подготовкой кадров для индустрии туризма начинаются еще в школе. Наиболее яркий пример – это изданный Минобрнауки приказ в отношении перечня вступительных испытаний в вузы. По ряду направлений, в том числе и «Туризм», перечень дисциплин был изменен. Об этом официально стало известно за месяц до сдачи ЕГЭ в школах. С большим трудом действие приказа удалось приостановить, и абитуриенты, поступающие в туристические вузы, как и в прошлом году, будут сдавать русский язык, профильную географию и иностранный язык. В приказе же министерства значилась вместо географии – история, вместо иностранного языка – обществознание или география по выбору.

 

«Непонятно, почему заменили дисциплины, ключевые для подготовки специалистов в сфере туризма. Тем более что основные претензии работодателей к выпускникам связаны с низким знанием именно этих предметов», – говорит Кирилл Кружалин. По его мнению, необходимо восстановить прежний перечень или расширить его. Тогда высшие учебные заведения самостоятельно будут выбирать профильную дисциплину, сохранив необходимость сдачи иностранного языка. «Конечно, вузам для поддержания конкурса проще работать с новым перечнем дисциплин ЕГЭ, однако это заметно снижает качество подготовки специалистов», – убежден г-н Кружалин.

 

Нина Егоршева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал РБ 2019
Польша гиф
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100