РАТА-новости
Карлсон 15.05-15.06
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот с 18.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 31.08.2005Дешевизна побеждает

Дешевизна побеждает


Европейские малобюджетные авиакомпании уже догнали традиционных перевозчиков по пассажиропотоку. Теперь они намерены догнать конкурентов по объемам получаемой прибыли

Рекламный слоган British Airways по-прежнему уверяет, что эта авиакомпания - самая популярная в мире (World`s favourite airline). Похоже, все обстоит не совсем так. По данным за июль 2005 года, пассажиропоток Ryanair, ирландской малобюджетной авиакомпании, впервые сравнялся с пассажиропотоком British Airways, составив 3,1 млн человек. Главный конкурент ирландцев, британская малобюджетная авиакомпания EasyJet, отстает не очень сильно - в июле 2005 года она перевезла 2,85 млн человек. При этом объемы перевозок малобюджетных авиакомпаний продолжают стремительно расти: прирост пассажиропотока у Ryanair в июле этого года по сравнению с прошлым июлем составил 29,4%, у EasyJet - 21,9%. У традиционных же авиакомпаний, даже крупнейших, - British Airways, Lufthansa, Air France-KLM, SAS, Iberia, Alitalia - пассажиропоток в лучшем случае растет на несколько процентов в год.

Это означает, что малобюджетные авиакомпании, которых в пределах Евросоюза работает уже более сотни, постепенно отбирают бизнес у традиционных, более дорогих авиаперевозчиков. И такие события, как трехдневная забастовка сотрудников British Airways в аэропорту Хитроу, случившаяся в середине августа в разгар сезона отпусков, лишь играет на руку малобюджетникам, чьи сотрудники не состоят в профсоюзах. В результате забастовки British Airways потеряла около 70 млн долларов и десятки тысяч пассажиров: многие воспользовались услугами малобюджетных авиакомпаний, которые предложили им самые низкие тарифы.

"Старые" авиакомпании пока вроде бы не особенно озабочены успехами своих малобюджетных конкурентов и не склонны эти успехи преувеличивать. Традиционные перевозчики указывают, что малобюджетники включают в пассажирооборот даже тех пассажиров, которые приобрели билет, но на рейс не явились: при отказе от малобюджетного полета стоимость билета никогда не возвращается. "Настоящим показателем успеха является прибыльность и доход, а по этому показателю малобюджетные авиакомпании меньше нас в десять раз", - заявила глава отдела маркетинга British Airways по Великобритании и Ирландии Джейн О`Брайен.

Действительно, в последнем финансовом году (апрель 2004-го-март 2005-го) British Airways получила рекордную прибыль - 750 млн долларов. При этом оборот компании составил 14,1 млрд. В прошлом году British Airways с каждого пассажира получила 321 доллар, тогда как EasyJet - 79, а Ryanair - и вовсе лишь 58 долларов. Но при этом и затраты компаний несопоставимы: у British Airways в расчете на одного пассажира они составляли 308 долларов против 46 у Ryanair. Результат: прибыльность British Airways - всего 4,1% против 20% у Ryanair.

Поэтому, хотя в официальных заявлениях традиционные перевозчики отзываются о своих малобюджетных конкурентах несколько пренебрежительно, на самом деле они вынуждены приспосабливаться. Ryanair, EasyJet и прочие составляют конкуренцию традиционным перевозчикам на рынке Евросоюза - за пределы ЕС они, за редким исключением (несколько рейсов германских перевозчиков в Россию, Турцию, Болгарию), не летают. Когда малобюджетники только вышли на рынок, в секторе коротких (менее четырех часов) полетов у всех традиционных авиакомпаний произошел обвал финансовых показателей. Например, если в 1997 году полеты по Европе не приносили British Airways ни прибыли, ни убытков, то уже в 2000 году убытки составили 540 млн долларов.

Тогда президент British Airways Род Эддингтон превратил внутриевропейские перевозки в фактически малобюджетные: цены были резко снижены за счет сокращения спектра услуг, и хотя на коротких внутриевропейских рейсах BA по-прежнему предлагает напитки и еду (самые дешевые вина и бутерброды), теперь компания тратит на питание одного пассажира не более двух долларов.

Понятно, что к новым условиям невозможно приспособиться без грамотного маркетинга. За последние годы маркетинговый бюджет British Airways рос на 5% в год и достиг 108 млн долларов. Основные средства идут на раскрутку именно европейских направлений, где конкуренция наиболее острая. Так, только реклама сайта компании, где, предварительно бронируя, можно приобретать относительно недорогие билеты, съедает 14% маркетингового бюджета. Еще 6% тратится на продвижение дешевых услуг компании: в лондонской подземке постоянно появляются плакаты, рекламирующие полеты в Париж или Милан "из более удобных аэропортов" по ценам, не превышающим Ryanair.

Все эти меры - снижение цен, сокращение издержек и активная рекламная кампания - позволили British Airways вывести свое европейское направление на уровень безубыточности. Но и только: всю прибыль компании обеспечивают трансконтинентальные перелеты - в Азию, Северную и Южную Америку. В Европе British Airways зарабатывать, несмотря ни на что, не удается. А вот малобюджетники, летающие из неудобных аэропортов в неудобное время, ухитряются зарабатывать совсем неплохо. В последнем финансовом году Ryanair сообщила о прибыли в 354,6 млн долларов, EasyJet - в 111,6 млн долларов.

Однако, несмотря на более высокие показатели рентабельности у конкурентов, British Airways не собирается менять стиль. Так, на всех рейсах, даже самых коротких, авиакомпания предлагает бесплатное питание и места в бизнес-классе. И хотя это отражается на издержках, в British Airways полагают, что сервис поможет привлечь бизнес-пассажиров, особенно тех, кто пересаживается на короткие европейские рейсы с трансконтинентальных. Для привлечения данной категории пассажиров BA наняла рекламные агентства M&C Saatchi и Zenith Optimedia, которые должны убедительно продемонстрировать все преимущества полетов европейскими рейсами компании.

Вынужденные экономить, малобюджетники предпочитают заниматься маркетингом и рекламой самостоятельно. "Наша маркетинговая стратегия весьма проста - поддерживать низкие цены, доносить информацию о них до клиентов и обеспечивать адекватный уровень сервиса. В долгосрочной перспективе побеждает самая низкая цена, поэтому беспокоиться больше не о чем", - заявила "Эксперту" начальник отдела маркетинга Ryanair Шинейд Финн.

Скромные бюджеты, как известно, стимулируют воображение. Например, EasyJet выкрасила фюзеляжи своих самолетов в ярко-оранжевый цвет. "В хорошую погоду наши самолеты видны с земли на высоте десяти километров. Поэтому в качестве своей рекламы мы используем даже фюзеляжи", - рассказал менеджер по маркетингу EasyJet Давид Миливео. К слову, согласно опросу британского журнала Marketing Week, именно эта авиакомпания имеет наиболее узнаваемый бренд в Европе.

Малобюджетные авиакомпании очень гордятся и своей пунктуальностью, а также аккуратным обращением с багажом. За последние двенадцать месяцев 90% самолетов Ryanair вылетали и приземлялись по расписанию. Аналогичный показатель у British Airways (один из лучших среди традиционных авиакомпаний в Европе) был заметно хуже - всего 74%. Если Ryanair теряет лишь 0,5% багажа, то традиционные перевозчики - от 10,2% у Iberia до 15,6% у British Airways.

В мае 2005 года Ryanair разместила заказ на покупку 140 новых самолетов. А президент компании Майкл О`Лири заявил о планах удвоить пассажирооборот до 70 млн пассажиров в 2012 году. Одно из главных направлений роста для малобюджетных авиакомпаний сегодня - открытие новых маршрутов. Так, Ryanair и EasyJet одними из первых вышли на рынки Польши, Венгрии, Эстонии, как только эти страны вступили в ЕС. В рамках же "старого" ЕС многие малобюджетные авиакомпании продолжают открывать для себя новые ниши. С лета 2005 года Ryanair вышла на внутренний рынок Италии, осуществляя перевозки внутри страны и напрямую конкурируя с Alitalia, переживающей не лучшие времена.

Впрочем, традиционные авиакомпании легко сдаваться не собираются. "То, как British Airways была вынуждена забыть о гордости и изменить свое европейское направление, чтобы успешнее конкурировать с малобюджетными компаниями, уже вошло в учебники по бизнесу", - сказал "Эксперту" аналитик инвестиционного банка J. P. Morgan Крис Эйвери. В частности, решение продать в 2002 году собственную малобюджетную авиакомпанию Go, которое критиковали многие, оказалась правильным - оно решение заставило измениться саму British Airways. Иначе у компании просто не хватило бы ресурсов на осуществление ценовой войны с быстро растущими конкурентами, и рынок внутриевропейских перевозок был бы для BA потерян.

Как бы то ни было, битва за небо Европы еще далеко не закончена. Тенденция - конкурентная борьба между традиционными и малобюджетными авиаперевозчиками - из Великобритании, где появились первые малобюджетные компании, постепенно распространяется на соседние рынки. Но потенциал роста далеко не исчерпан. Для сравнения: если в США малобюджетные авиакомпании имеют парк в 850 самолетов, то в Евросоюзе, где население почти вдвое больше американского, такой парк заметно меньше - всего 380 самолетов. Если Ryanair, EasyJet и другие европейские малобюджетники смогут этим потенциалом воспользоваться, то лет через пять-десять они легко догонят традиционных лидеров и по размеру прибыли. (Эксперт)

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал грекотель 22.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100