Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Санатории тоже могут обзавестись звездами

08:07, 31 октября 2003

В последнее время тема сертификации гостиниц привлекает к себе большое внимание работников российской туриндустрии. А как обстоит дело с сертификацией санаториев? Об этом читателям «Санкура» рассказывает эксперт по сертификации услуг средств размещения Центра сертификации Всероссийского научно-исследовательского института классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Галина Артемова.

- В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» под сертификацией понимают процедуру подтверждения соответствия услуг, предоставляемых санаторно-оздоровительными учреждениями, требованиям стандартов. Подтверждение соответствия услуг требованиям нормативных документов на территории РФ осуществляется в форме добровольной сертификации.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) в раздел «Санаторно-оздоровительные услуги» входит проживание в санаториях, санаториях-профилакториях, пансионатах, домах отдыха, базах отдыха, детских оздоровительных учреждениях. В настоящее время действует единственный государственный стандарт ГОСТ Р 51185-98 «Средства размещения. Общие требования» - нормативный документ, который содержит минимальный набор требований, которые зачастую не выполняются. Например, если отдыхающий приехал по путевке в санаторно-оздоровительное учреждение, то смену постельного белья и полотенец, как правило, произведут один раз в 10-12 дней, в то время как стандартом предусмотрено осуществлять смену постельного белья один раз в 7 дней, а полотенец – один раз в три дня.

Центром сертификации продукции и услуг ВНИИКИ разработана и зарегистрирована в Госстандарте России добровольная система сертификации санаторно-оздоровительных услуг. Стандарты добровольной системы содержат требования к проживанию в санаторно-оздоровительных учреждениях, включая требования к территории, инженерно-техническому оснащению зданий и сооружений, к номенклатуре и качеству услуг, обслуживающему персоналу. По результатам сертификации санаторно-оздоровительному учреждению может быть присвоена категория от 1 до 4 звезд, а также подтверждается, что проживание в этих учреждениях безопасно для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды.

При сертификации санаторно-оздоровительных учреждений, оказывающих медицинские услуги, это направление их деятельности не оценивается, что снижает ценность системы. Центр сертификации планирует привлечь специалистов Минздрава и разработать стандарты по предоставлению медицинских услуг. В международной практике такие стандарты существуют. Например, во Франции есть стандарт по требованиям, предъявляемым к качеству обслуживания курортника в водолечебнице.

В добровольной системе сертификации «Санаторно-оздоровительные услуги» зарегистрированы организации, которым ВНИИКИ передал полномочия по проведению этих работ в регионах. В настоящее время право работать в добровольной системе получили организации в 18 регионах России, например, Сочи, Краснодар, Геленджик, Пятигорск, Санкт-Петербург, Владимир, Екатеринбург, Пенза, Казань, Новосибирск и другие. Сертификацию прошли около 200 российских здравниц.

Россия располагает уникальным комплексом санаторно-оздоровительных учреждений. Оказывая услуги по требованиям, заложенным в системе сертификации, здравницы имеют возможность работать по унифицированным требованиям, получить сертификат на соответствие категории. Это даст возможность эффективно проводить рекламную политику, успешно сотрудничать с турфирмами, конкурировать с зарубежными курортами. Многие руководители санаториев пришли к заключению, что в условиях рынка подтверждение категории – необходимое условие работы. Сейчас турфирмы вынуждены, принимая решение о сотрудничестве с санаторно-оздоровительными учреждениями, самостоятельно проверять уровень качества обслуживания, знакомясь с номерным фондом, организацией питания, медицинского обслуживания, досуга. А в случае, если здравница прошла сертификацию, организация, выдавшая сертификат, обязана не реже одного раза в год проводить инспекционный контроль, поэтому турфирмы и потребители, могут довериться заключению экспертов. Если в орган по сертификации поступят жалобы от отдыхающих, эксперты проведут внеплановый инспекционный контроль и по его результатам могут понизить категорию, приостановить действие сертификата или отменить его.

Сегодня внимание общественности привлечено к разработанной Минэкономразвития РФ системе классификации гостиниц и других средств размещения. Хочу подчеркнуть, что, несмотря на то, что в название системы классификации внесено слово «государственная», регистрации в Госстандарте она пока не прошла. На сегодня любая организации может создавать собственную систему сертификации (а таких систем сегодня в России действует четыре), но только в случае регистрации в Госстандарте санаторий сможет относить затраты на прохождение сертификации на себестоимость (для незарегистрированных систем эти затраты оплачиваются из прибыли здравницы). После регистрации системе придется на практике доказывать свое преимущество перед конкурентами. Кстати, во многих европейских странах, например в Англии, параллельно существует несколько добровольных систем сертификации отелей. Большинство из них стараются пройти сертификацию в каждой из систем – это повышает престижность отеля, к этому привык потребитель. В ситуации, сложившейся в России, может быть, это тот случай, когда компромисс выгоднее противостояния?

массаж, проводятся занятия по лечебной физкультуре. Лечение проводится без отрыва от учебных занятий – все отдыхающие посещают среднюю общеобразовательную школу №48 г. Чебоксары, а проживают в гостиничных номерах санатория. (ИА REGNUM)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно