РАТА-новости
Дубай октябрь
 
Митт 23.11
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак 11.12
 
 
Польша 21.11
 
 
Грекотель 31.07
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Декабрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
музей-москва-сити Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru  TripAggregator A&A с 10 мая
 
 
Главная№4280История о том, как Ирина Литвинович «усыновила» старый немецкий форт в Калининграде

История о том, как Ирина Литвинович «усыновила» старый немецкий форт в Калининграде


Руководитель калининградской компании «Времена года» Ирина Литвинович много лет посвятила работе в сфере выездного туризма, долго возглавляла местное объединение операторов «Польский клуб». Но в последние два года резко сменила курс: сегодня она – директор по работе с посетителями уникального калининградского военно-исторического объекта форт №11 «Дёнхофф», переданного в частные руки. До Второй мировой войны он входил в оборонительный пояс немецкого города-крепости Кёнигсберга, потом здесь базировалась закрытая воинская часть Министерства обороны СССР, а затем России. Сегодня это экскурсионный объект. Мы беседуем о том, как удается привлекать на форт калининградцев и гостей из других регионов, и вообще о внутреннем туризме.

 

- Что вас подтолкнуло так резко сменить деятельность?

- Ну не так уж и резко. Туристическая компания продолжает работать. Но сегодня выездной поток резко сократился, да и путешествовать многие теперь хотят самостоятельно, без участия турбизнеса. Так что моя основная работа сейчас – это форт «Дёнхофф».

 

Но опыт выездного туризма очень помогает. Прежде всего, это поездки в Польшу, где я видела отношение к памятникам истории, работу по привлечению туристов. Мне всегда очень хотелось, чтобы и на нашей территории появилось что-то подобное.

 

И мы дождались – исторические объекты Калининградской области стали передавать частным инвесторам. Один из местных историков, архитекторов и общественников Артур Сарниц выиграл конкурс на форт № 11 и пригласил всех желающих обсудить его дальнейшую судьбу. Дело было осенью, когда в туризме обычно меньше работы. Я поехала на встречу, послушала его и поняла, что могу быть ему полезной.

 

С тех пор прошло почти два года. Сейчас я директор по работе с посетителями, хотя в шутку говорю, что скорее «усыновила» форт. Некоторые называют меня его «крестной мамой». Опыт, который я получила, создавая авторские программы для посещения других стран, в частности, в Польшу, пригодился для третьей жизни форта №11 «Дёнхофф». Так что я продолжаю работать в туризме.

 

 

- Что значит «для третьей жизни форта»?

- «Первая жизнь» – когда здесь, на территории Восточной Пруссии, были германцы. «Вторая» – период сначала красной, советской, а затем российской армии, когда в помещениях форта был склад боеприпасов. «Третья жизнь», туристическая, – сейчас. Форту в 2017 году исполнится всего лишь 140 лет.

 

Приезжая в Калининградскую область, многие хотят увидеть на территории России кусочек Европы – Кёнигсберг. На всех туристических открытках, буклетах обычно изображен замок и старый город. Но люди приезжают и… ничего подобного не находят. В 1944-1945 годах старый город уничтожили, а потом советская власть долгие годы вычищала «германскую составляющую» Калининграда. Но стереть ее полностью нельзя, этой истории около 750 лет, а мы тут всего 72 года. Вокруг города сохранились внешнее кольцо укрепления, состоящее из пятнадцати старых фортов. В одном из них я работаю.

 

 

Форт построен в конце XIX века. Без погружения в европейскую историю невозможно объяснить, как и зачем появились эти строения. Наш форт не был задействован ни в Первой, ни во Второй мировых войнах, поэтому сохранился в том виде, в котором был создан 140 лет назад. Интересно и то, как его строили – без проводного электричества, без бетона созданы такие грандиозные сооружения, целые подземные города с многочисленными переходами, жилыми казарменными и боевыми частями, с арсеналами для хранения и т.п. Форт отлично сохранился еще и потому, что в последние 70 лет здесь была закрытая воинская часть и склад боеприпасов. А началу его «третей жизни», как ни странно, поспособствовали санкции.

 

- Как именно?

- Встал вопрос об экономической, в том числе энергетической, безопасности Калининградской области, потому что Литва и Европа в любой момент могли отсечь нас от притока электричества. Власти озаботились тем, чтобы не оказаться в блокаде. Стали строить, в том числе, ТЭЦ, одну прямо рядом с фортом. Склад боеприпасов срочно вывезли. Потом задумались – что теперь делать с фортом? Объявили конкурс, передали его в частные руки.

 

- Чем сегодня могут заняться ваши гости на территории форта?

- Изучив форт, я первым делом взялась за организацию экскурсий. Они проходят по графику четыре раза в день. С 1 июля 2015 года у нас не было ни одного выходного дня. Даже если к назначенному времени придут один-два человека, все равно экскурсия состоится. Для групп из десяти и более человек мы можем организовать и отдельное посещение. Сегодня многие турфирмы, принимающие туристов в Калининграде, стараются подстраивать свои программы под наше расписание или информируют туристов о такой возможности.

 

Приезжает все больше школьных групп, поэтому мы чуть изменили дня них формат экскурсии, превратив ее в «экспедицию с интерактивом». Ребята не только слушают информацию об истории форта, но и ищут записки с фрагментами карты, которую должны собрать к концу маршрута. На ней есть отметка, где спрятан «клад» – там школьников обычно ждет сюрприз, например, салют. Детям нравится, что после экскурсии можно попить чаю из наших местных трав на колодезной воде. Иногда школьники привозят ланч, и мы устраиваем пикник на траве.

 

Кроме того, у нас есть несколько готовых квестов, которые были написаны специально для форта. Могут участвовать до 300 человек, при этом они не должны мешать регулярным экскурсиям.

 

У нас можно играть в лазертаг, и тоже до 300 человек одномоментно. Мы открыты для проведения исторических реконструкций. Появились клиенты, которым была нужна новая интересная площадка для корпоративов. У нас побывала московская компания «Дозор», организующаяся командные ночные игры в городской среде. На форте по этому поводу собрались участники со всей страны, привезли свои декорации в стиле «Звездных войн», было очень интересно. В итоге это мероприятие сработало и для продвижения за пределами Калининградской области, стало рекламой возможностей форта для других подобных компаний. Кроме того, у нас уже прошло несколько музыкальных фестивалей. Хотя активным поиском клиентов мы еще не занимаемся, так как продолжаем обустраивать форт и создавать собственные программы.

 

Изначально форт меня зацепил именно своей многофункциональностью. Это своего рода архитектурный парк под землей, а сверху – место для прогулок, трава, деревья. Там прекрасно могут уживаться самые разные форматы работы с туристами. В Калининграде часто неустойчивая погода, а у нас всегда есть возможность уйти внутрь, где есть около 2,5 тыс. квадратных метров различных помещений.

 

 

- Сколько человек у вас бывает в день?

- От 100 до 500 в зависимости от месяца и времени года. Много гостей бывает в период с 9 апреля, когда в Калининграде широко празднуется день окончания штурма Кенигсберга, по конец мая. В школьные каникулы – наплыв организованных экскурсий. На это время мы стараемся расширить линейку дополнительных занятий, организуем всевозможные мастер-классы. Наш единственный спонсор – фирма Артура Сарница и его компаньонов, они вкладываются в инфраструктуру. Обслуживание форта, развитие, оплата труда администраторов и экскурсоводов происходит за счет продажи билетов. Моя задача – наращивать этот поток, работать на его стабильность. Пока мы принимаем меньше посетителей, чем могли бы обслужить.

 

 

- Насколько изменилась в последние годы ситуация во внутреннем и въездном туризме области? И удалось ли вам привлечь на форт гостей, например, из Польши, куда вы прежде отправляли туристов?

- Развитие туризма в Калининграде и области всегда зависит от политики, авиаперевозчиков и курса евро. Наши взгляды всегда устремлены и на запад, и на восток. Когда ввели ограничения на выезд, к нам повалили туристы из российских регионов, и область, мне кажется, во многом оказалась не готова к такому потоку, а гости были удивлены, что нет старого города. С другой стороны, это подтолкнуло операторов к созданию новых экскурсионных программ.

 

Хотя стоит признать, что турфирмам на этом не удается много зарабатывать. Люди приезжают в Калининград во второй, третий раз и хотят путешествовать самостоятельно. Даже если куда-то намного удобнее добраться с экскурсией, они предпочитают сэкономить.

 

А вообще в последние два года появилось много новых интересных туристических объектов, некоторые из них пока не внесены ни в каталоги, ни в турмаршруты. Открываются новые отели. Становятся лучше дороги. К предстоящему Чемпионату мира появятся новые развязки, мосты, а значит – транспортно-логистические схемы, которых раньше не было.

 

А вот полякам пока из-за визовых формальностей ездить к нам неудобно. Это самое серьезное препятствие для развития въездного туризма. Любители старинных фортов есть и в Германии, и в Швеции, и в Великобритании, и в Израиле. Если бы визу получить было проще, то у нас в гостях было бы больше туристов не только из российских регионов, но и из-за рубежа.

 

www.fortdonhoff.ru

 

Анна Вальцева, RATA-news


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 2 Мальдивы
Visit Japan - виза
 
 
Говорят профессионалы
 
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100