Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Промышленный туризм для школьников нуждается в федеральной поддержке

07:52, 4 мая 2018

Компания «Роза ветров» подвела итоги пятилетнего исследования по теме промышленно-образовательного туризма для школьников. С 2013 по 2018 гг. оператор собирал данные в ходе проведения соответствующих экскурсий в Москве и области. Всего было проведено 1150 экскурсий для 34,3 тыс. школьников, задействовано 400 предприятий и 367 образовательных учреждений.

О результатах исследования на прошедшем в Калуге форуме по детскому туризму, рассказала исполнительный директор Ирина Глазкова. Форум был организован Региональным советом РСТ при поддержке министерства культуры РФ и министерства культуры и туризма Калужской области.

По мнению г-жи Глазковой, промышленный туризм должен быть очень интересен предприятиям, потому что с младых ногтей формирует лояльного потребителя продукции конкретного бренда, способствует ее продвижению для целевой аудитории. И работает на перспективу: повышает престиж инженерных и рабочих профессий, стимулируя интерес школьников к этим профессиям. «На мой взгляд, эта задача стоит перед предприятиями так же актуально, как и перед школой», – уверена она.

Образовательные учреждения посредством таких туров тоже решают важные задачи – прежде всего, это воспитание уважения и интереса к труду. Сегодня, к сожалению, положительный опыт советской школы в этом вопросе не учитывается и не применяется. «А школьникам экскурсии на предприятия не только показывают реальную жизнь и помогают в выборе будущей профессии, но и воспитывают в них патриотизм. Когда дети видят современные заводы и фабрики, высокотехнологичные процессы производства, они испытывают гордость за свою страну», – подчеркнула г-жа Глазкова.

В рейтинге типов предприятий, куда организуются экскурсии, на первом месте идет пищевая промышленность, «потому что это вкусно, интересно и доступно пониманию детей с 10 лет». Востребованы и предприятия легкой промышленности – производство мебели, издательская деятельность и т.д. Также детям всегда интересны машиностроение, технопарки и технополисы. А вот научно-производственные комплексы отстают, дети практически не имеют представления о потенциале этих профессий и предприятий.

У «Розы ветров» накопился позитивный опыт взаимодействия с московским комбинатом прохладительных напитков «Очаково», производством компании Coca-Cola, ювелирным заводом «Эстет», мебельной фабрикой «8 марта», кондитерской-пекарней «Хлебные традиции», заводом по изготовлению микросхем «Микрон», фабрикой мороженого «Баскин Робинс», технополисом «Москва», автомобильным заводом «Рено», Клинской фабрикой ёлочных игрушек. Эти производства привлекают хорошо подготовленных экскурсоводов, которые методически верно и интересно подают познавательный материал.

Конечно, не обходится без проблем, впрочем, свойственных детскому туризму в целом. Чаще всего это отсутствие заинтересованности многих предприятий в проведении экскурсий. Заметен дефицит квалифицированных экскурсоводов, не разработаны методики проведения экскурсии. Проблем добавляет и высокая стоимость посещения некоторых производствах. К примеру, из 400 предприятий более половины проводят только платные экскурсии, стоимость колеблется от 750 до 1700 рублей на человека. «И это еще не включая транспортное обслуживание», – уточнила Ирина Глазкова.

У директоров школ и учителей тоже недостает мотивации для проведения профориентационных экскурсий, нередко этот формат отсутствует в учебном плане. Мешают и ограничения по организации перевозки детей и сложности с оформлением поездки.

«Сейчас у школьников очень низкий интерес к рабочим профессиям, они не понимают значимости производственного комплекса для экономики и жизни страны. К тому же, дети и родители не ориентируются в реальной потребности в таких профессиях по своему региону, – полагает г-жа Глазкова. – Например, в экономически развитой Калужской области, где свои производства открыли крупнейшие мировые бренды «Самсунг» и «Фольксваген», работает не местное население, а приезжие. На этапе строительства предприятия потребность в конкретных рабочих профессиях должна быть определена заранее, однако межведомственная коммуникация, похоже, нарушена».

Эксперт считает, что разработка федеральной программы школьно-образовательного промышленного туризма значительно помогла бы полноценно развиваться этому очень важному сегменту туриндустрии. В первую очередь, необходимо наладить взаимодействие трех ключевых федеральных министерств – культуры, промышленности и образования. Надо создать единый информационный портал, где будут представлены промышленные предприятия, которые войдут в эту программу. Также требуется разработка единой методики проведения экскурсий с включением профориентационных мероприятий в учебный план.

Особое внимание необходимо уделить подготовке экскурсоводов. «Экскурсоводами должны быть обязательно молодые рабочие предприятий, а не пенсионеры. Ребенок должен видеть образ современного рабочего», – полагает Ирина Глазкова. Конечно, заключила она, здесь важна и роль средств массовой информации, которые должны популяризировать школьно-образовательный промышленный туризм.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно