Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Коммерсантъ» попробовал определить лидеров российского турбизнеса

08:07, 4 июля 2003

В последнее время активность инвесторов на российском туристическом рынке заметно возросла. К отечественному турбизнесу внимательно присматриваются иностранцы - в первую очередь немецкие туроператоры. Российские финансовые структуры - "Госинкор-холдинг" и центр финансовых операций "Тантьема" - проявили интерес к туризму еще несколько лет назад. Газета «Коммерсантъ» решила выяснить, сколько же зарабатывают российские турфирмы.

Непрозрачность российского туристического рынка давно стала притчей во языцех. В отличие от других отраслей отечественной экономики, в которых масса компаний регулярно публикует свою финансовую отчетность, турбизнес упорно продолжает оставаться в тени. Поэтому точно сказать, какая компания является лидером туррынка, а какая нет, невозможно. Все существующие на сегодня рейтинги туроператоров составляются на основе крайне субъективного показателя - опроса экспертов рынка, которым предлагается оценить работу той или иной турфирмы.

«Коммерсантъ» решил составить первый рейтинг туроператоров, основанный на финансовых показателях их работы. При этом газета уточняет: мы не ставили своей задачей получить полностью достоверную информацию о финансовых показателях работы отечественных турфирм, прекрасно понимая, что инструментов, позволяющих проверить те данные, которые нам предоставят компании, не существует. Уходя от налогообложения, туроператоры искусственно и порой весьма искусно манипулируют данными о количестве отправленных ими туристов и своем финансовом обороте. Наша задача была гораздо проще: мы хотели заставить российских турбизнесменов впервые опубликовать финансовые показатели своей работы.

Соответствующее исследование и было проведено «Коммерсантом» совместно с газетой "Туринфо". В процессе подготовки рейтинга было опрошено 198 крупнейших российских операторских компаний - 114 в Москве и 84 в регионах России. Всем им было предложено заполнить анкету (вопросы, из которых она состояла, можно увидеть в таблице). Анкеты рассылались компаниям, работающим во всех трех сегментах туристического рынка - выездном, въездном и внутреннем.

Список лидеров столичного туристического рынка был составлен газетой "Туринфо" с использованием существующих рейтингов туркомпаний. Опрос региональных турфирм проводился в 17 крупнейших городах России, включая Санкт-Петербург. Были выбраны регионы, в которых работает больше 50 турфирм. В результате опроса руководителей этих компаний в каждом регионе было выявлено по пять лидеров рынка, которым затем рассылались анкеты. На вопросы ответили 53 туркомпании - 21 московская и 32 региональных. В рейтинг вошла тридцатка крупнейших.

Вот что в итоге получилось. Первое место заняла компания "Инна-тур", хотя ее сложно назвать в чистом виде туроператором. "Инна-тур" является крупнейшим агентом "Аэрофлота" - на нее приходится 7,2% всех коммерческих продаж билетов национального авиаперевозчика, и большую часть оборота компании составляет именно билетный бизнес. Однако поскольку авиабилеты на рейсы российских и зарубежных авиакомпаний в том или ином объеме продает большинство российских турфирм, мы не стали просить компании выделить их из общего оборота.

Показательно, что первые десять строчек рейтинга занимают компании, которые после кризиса 1998 года эксперты рынка регулярно причисляют к лидерам. Кстати, именно они ответили на наши вопросы среди первых. При этом в десятке исключительно компании, занимающиеся выездным и въездным туризмом. Ни одной турфирмы, специализирующейся на внутреннем туризме, среди них нет.

Самыми непрозрачными оказались столичные туроператоры средней руки. Руководство большинства этих турфирм категорически отказалось заполнять анкету, ссылаясь на коммерческую тайну. Тем не менее, представление о масштабах их бизнеса вполне дают те компании, которые вошли во вторую десятку. А вот региональные турфирмы оказались активней других - анкеты заполнили представители каждой третьей компании.

Суммарный оборот тридцати компаний - лидеров рейтинга составил немногим меньше $800 млн. При этом они отправили на отдых за границу более 1,5 млн. россиян и приняли в России более 0,5 млн. иностранных туристов.

В дальнейшем «Коммерсантъ» планирует сделать рейтинг лидеров российского туристического рынка ежегодным, регулярно публикуя его накануне летнего сезона.

Получшийся рейтинг смотрите в интернет-версии сегодняшнего номера газеты: www.ratanews.ru

Обсудить в telegram

вам может быть интересно