Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Операторы платят «Оренбургским» по долгам «Идеал-тура», с которым не имеют никаких отношений

09:13, 4 августа 2014

В пятницу 1 августа Ростуризм получил сообщение от «Аэрофлота», что его дочерняя компания «Оренбургские авиалинии» приостанавливает со 2 августа выполнение рейсов по заказу туроператора «Идеал-тур». Перевозчик сотрудничает с оператором с марта 2013 года, в этом сезоне ими заключен контракт на выполнение чартерных рейсов по 24 туристическим направлениям. Однако в последнее время, как сказано в сообщении, у ООО «Идеал-тур» стали возникать постоянные проблемы со своевременной оплатой этих рейсов, скопился также существенный долг за уже выполненные перевозки.

Предупреждение авиакомпании об отказе выполнять рейсы, если от заказчика не поступает оплата, шаг жесткий, но необходимый. Трудно понять изощренный цинизм, с каким это было сделано. Сообщение было обнародовано вечером в пятницу, в конце рабочего дня и рабочей недели, накануне массовых вылетов на отдых. «Существенный» долг точно не мог накопиться за последние дни, и, задумайся перевозчик о социальных последствиях своего шага, он мог бы это сделать в среду или хотя бы в четверг. Но, видимо, желание побольнее наказать партнера или какие-то другие соображения пересилили представление об элементарной порядочности. Перевозчик также не мог не знать, что туристы свой перелет оплатили и уж точно не виноваты в финансовых проблемах партнера авиакомпании. Не может не удивлять в этой ситуации и позиция «Аэрофлота», которая, видимо, благословила «дочку» на такой поступок. Правда, по некоторым сведениям – в отсутствие генерального директора авиакомпании Виталия Савельева, который в это время находился в отпуске.

«Оренбургские авиалинии» отменили на 2-4 августа 36 вылетов на зарубежные курорты. Общий объем пассажиров на отмененных рейсах оценивается в 12 тыс. Туроператорам, которые строили свои программы или держали блоки на этих рейсах, пришлось действовать в режиме чрезвычайного происшествия, экстренно подбирая варианты отправки своих туристов. При этом они платили «Оренбургским» по долгам «Идеал-тура», с которым не имели никаких отношений. Но разбираться было некогда, надо было срочно искать перевозку.

Общая картина вылетов из-за своих масштабов получалась довольно запутанной. Часть рейсов вылетела по расписанию после оплаты уже напрямую авиакомпании, часть переносилась, какие-то вылеты отменялись, блочники рассаживали туристов, как могли. Учитывая, что в выходные дни банки не работают, «Оренбургские авиалинии» принимали от операторов гарантийные письма на оплату.

«Солвекс-трэвэл» при поддержке питерского партнера «Солвекс-турне» уже в пятницу, в день объявления о срыве программы, «вернул» в расписание свой воскресный рейс на Закинтос. «Русский экспресс», DSBW и Coral Travel в складчину отправили из «Шереметьево» общий рейс в Барселону. ICS Travel Group предложил своим клиентам, летевшим в Санторини и Барселону, альтернативные туры. Отправили своих туристов TUI Russia, «Натали Турс», «Санрайз-тур», «Солвекс-Трэвэл», «Спасские ворота», DSBW и «Авиачартер ДВ».

В субботу в Ростуризме прошло экстренное совещание, на которое пригласили Татьяну Зотову, директора компании «Лабиринт», основного заказчика рейсов у «Оренбургских авиалиний», а также владельца злополучной компании «Идеал-тур» Михаила Шаманова. В ходе встречи г-н Шаманов объявил, что совокупный долг «Идеал-туру» ряда туроператоров, включая «Лабиринт», превышает 1,6 млрд. рублей.

При этом, как позже выяснила RATA-news, у большинства туроператоров, заказывающих перевозку на «Оренбургских», контракт вовсе не с «Идеал-туром», а с ООО «АвиаБизнес Солюшенс». А у «Лабиринта» – с другой компанией, ООО «Агентство туристических авиаперевозок», куда оператор исправно переводил деньги.

Заметим, что с прошлого года рынок обсуждает покупку «Лабиринта» Михаилом Шамановым. Сам он до сих пор отрицает факт сделки. Но ЕГРЮЛ выдает такую информацию: генеральным директором «Идеал-тура» числится Сергей Азарсков, ему же принадлежит 99% ООО «Компании Лабиринт», оставшийся 1% – Татьяне Зотовой. Также ей принадлежат 25% в ООО «Лабиринт» и 100% – в ЗАО «Лабиринт-Т». В бизнесе г-на Шаманова еще предстоит разбираться, но уже видно, что многие юрлица в этой схеме – карманы одного и того же владельца. То есть должен он фактически сам себе. Вам это ничего не напоминает?

Так или иначе, в отсутствие рейсов «Оренбургских», туристов надо вывозить с курортов. «Турпомощь» могла подключиться только в случае остановки деятельности туроператора. С учетом этого обстоятельства и несовместимых с жизнью долгов вечером 2 августа компания «Лабиринт» объявила о своей несостоятельности. По уточненным данным, на тот момент за рубежом находилось 22300 клиентов оператора, но из них 1200 были обеспечены билетами на регулярные рейсы. Таким образом, возвращать в Россию надо было более 21 тысячи человек.

Количество людей, купивших в «Лабиринте» туры на ближайшее время, пока не определено, но это не менее нескольких десятков тысяч.

Финансовые гарантии нескольких юридических лиц «Лабиринта» оформлены в двух страховых компаниях: основная часть по трем договорам на общую сумму 120 млн. рублей в компании «ВСК» и еще на 40 млн. рублей – в печально известном «Восхождении», у которого Центральный банк РФ 30 июля отозвал лицензию. Эта мера, правда, не снимает с него обязанности выплачивать компенсации по уже заключенным договорам.

Напомним, в «Восхождении» застрахована и турфирма «Нева», клиенты которой сейчас подают документы на возмещение. И не факт, то после «невских» выплат, если они будут, в закромах страховщика что-то останется и для «Лабиринта». Впрочем, в любом случае, совершенно очевидно, что фингарантии «Лабиринта» при таком количестве пострадавших всерьез рассматривать не приходится.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно