Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Время банкротств и время возможностей

09:08, 4 декабря 2009

Вторая конференция «Туристический бизнес в России», организованная газетой «Ведомости» при поддержке Российского союза туриндустрии, в этом году практически вся была посвящена кризису и его влиянию на отечественный туристический рынок. Мнения участников разделились, но большинство из них считает, что кризис еще далеко не закончился и следующий год будет таким же, если не более трудным, чем 2009-й, принесет новые банкротства и потери. Однако некоторые компании рассматривают кризис как возможность для нового рывка. Судя по выступлениям, самые актуальные сегодня проблемы для операторов – оптимизация бизнеса, развитие интернет-продаж, в том числе для прямых клиентов, взаимоотношения с агентствами, независимыми и сетевыми. А на внутреннем рынке вечные «больные» темы – это ценовая политика объектов размещения, налоговое законодательство и дороговизна перевозки.

Открыл конференцию президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов. По его оценке, конец 2008 года и первая половина 2009 охарактеризовались резким падением потребительского спроса. Помимо снижения доходов клиентов негативно повлияла на рынок информация о свином гриппе. Лишь в третьем квартале спрос вновь начал расти. Ключевыми событиями года стал уход с рынка сети «Куда.ру», приход TUI, купившей VKO Group, покупка «Русскими фондами» сети МГП и изменение размеров фингарантий. Сложности для рынка создала и негласная рекомендация банкам не кредитовать туроператоров. По оценке Александра Арутюнова, рынок выезда сократился в денежном выражении примерно на 30%, что гораздо больше, чем сокращение числа туристов. Заметна тенденция смещения спроса в сторону более экономичных туров. Как показали исследования «Интуриста», в условиях кризиса выросла значимость бренд-фактора – впервые он обогнал по важности для потребителей вопрос цены. Как считает президент «Интуриста», в следующем году рынок выездного туризма может вырасти в стоимостном выражении на 4%. Потребительский спрос будет расти быстрее в Москве, чем в регионах. Продолжится консолидация рынка, укрупнение крупных операторов.

Рынок въездного туризма, по оценке Александра Арутюнова, сократился на 16-17% в стоимостном выражении. Больше всего пострадал деловой его сегмент, особенно в первом и втором кварталах. Сократились расходы иностранных туристов и средняя продолжительность пребывания в стране, выросло число самостоятельных бронирований отелей через интернет, что заметно усложняет работу операторов по въезду. Отели, увеличивающие процент прямых бронирований, уже не хотят давать операторам прежние преференции. По прогнозу «Интуриста», цены на гостиницы в 2010 году сохранятся на уровне 2009-го, а рынок въезда в стоимостном выражении вырастет на 2%. Для преодоления кризисных трудностей оператор расширил предложение по России, представив на выставке в Лондоне несколько новых регионов, например, Казань. По словам г-на Арутюнова, эта стратегия уже дает свои результаты – гостиницы в регионах предоставляют достаточно выгодные условия для того, чтобы операторы могли повысить маржинальность бизнеса и за счет региональных продаж нивелировать потери от работы со столичными отелями.

Как считают в «Интуристе», внутренний рынок просел в этом году на 25% - вопреки оптимистичным заверениям чиновников о его росте. По словам Александра Арутюнова, тенденции на внутреннем рынке те же, что и на выездном: снижение потребительского спроса, переход его в более дешевый сегмент. В 2010 году «Интурист» ожидает от внутреннего рынка роста в 4-5%. Также, по прогнозу оператора, будет расти популярность «нового старого» направления - Абхазии. Стоимость услуг объектов размещения вряд ли вырастет по отношению к уровню 2009 года: в прошедшем сезоне хотельеры не предложили рынку адекватных цен, что и стало одной из причин снижения спроса. Александр Арутюнов подчеркнул значимость государственного субсидирования пассажирских перевозок на российские курорты. По его мнению, эта мера может способствовать заметному оживлению внутреннего рынка.

Говоря о сфере розничных продаж, Александр Арутюнов отметил, что за прошедший год, по его оценке, количество турагентств сократилось на 20%. Параллельно уменьшается число независимых агентств: все больше точек продаж уходят под сетевые бренды, независимые или операторские. По прогнозу г-на Арутюнова, эта тенденция сохранится и в будущем году.

По мнению г-на Арутюнова, весной будущего года можно ожидать новых банкротств операторов по выезду, так как у некоторых из них накопились большие долги поставщикам услуг. Александр Арутюнов подчеркнул, что есть довольно известные на рынке операторы, не расплатившиеся за услуги гостиниц, принадлежащих самому «Интуристу». И поскольку уже не будет прежнего роста рынка, благодаря которому постоянно увеличивался объем оборотных средств, а доступ к кредитам затруднен, должникам будет просто нечем расплачиваться с кредиторами. Чтобы обезопасить потребителей, «Интурист» предлагает внедрить электронные ваучеры (бланки строгой отчетности) для каждой проданной путевки. По мнению г-на Арутюнова, это позволит ввести в турбизнесе прозрачную отчетность и оценить реальные потоки операторов, что сейчас практически невозможно.

Второе предложение оператора – разработка антидемпинговых механизмов. По мнению Александра Арутюнова, демпинг на туристическом рынке – это путь к банкротству компаний. По его словам, в США демпинг строго преследуется законодательно, так как там власти понимают: если компания начинает продавать продукт ниже себестоимости, ее клиенты в опасности. Г-н Арутюнов предложил привлечь внимание Федеральной антимонопольной службы к проблемам демпинга на туристическом рынке. Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, комментируя выступление Александра Арутюнова, отметил, что, как показал опыт РСТ, если есть реальные факты демпинга, обращаться в ФАС можно уже сейчас и сигнал будет рассмотрен. А коммерческий директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная сообщила, что ее компания уже сталкивалась с преследованиями со стороны ФАС в некоторых регионах. «Часто ФАС используется не для борьбы с демпингом, а для борьбы с конкурентами», – заметила она.

«А был ли кризис?», – так назвал свое выступление президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов. По его словам, конец 2008 года действительно был тяжелым для компании, но после корректировки полетных программ уже с февраля бизнес вновь стал прибыльным. Г-н Кузнецов привел ботаническую метафору, сравнив операторский бизнес с деревом, у которого корни – это контракты с отелями, ствол – перевозка, ветви – агентства, а листва – региональные офисы. Как считает президент «Южного Креста», если у оператора хорошие, эксклюзивные отношения с хотельерами, то кризис ему не страшен. А вот те из операторов, кто делал упор на развитие отношений с авиакомпаниями и агентствами в ущерб связям с гостиницами, действительно испытывают керизисные проблемы. По мнению Андрея Кузнецова, кризис – это счастливая возможность для развития бизнеса, хорошее время для начала новых программ и приобретения подешевевших активов.

Комментируя выступление коллеги, Анна Подгорная заметила, что «Пегас» также в кризис расширил свое присутствие в регионах, не сократил, а увеличил число сотрудников, внедрил новые технологии интернет-продаж для прямого клиента. По ее мнению, кризис – действительно время новых возможностей.

Президент холдинга «Мегаполюс Турс» Эдуард Кузнецов отметил, что в его компании кризис совпал с реструктуризацией бизнеса, связанной с продажей компании швейцарской Kuoni. Одним из первых кризисных шагов стала оптимизация персонала, в том числе, с учетом западных стандартов работы операторской компании. По словам г-на Кузнецова, в соответствии с этими стандартами наиболее важны позитивизм и личная ответственность сотрудников. Он отметил, что профессиональный уровень российских топ-менеджеров не ниже, чем у европейских, но отечественные операторы, в отличие от западных коллег, сами усложняют себе жизнь. Например, крупные западные операторы продают пакетные туры только с недельным шагом. Если клиент хочет десятидневный тур, он должен доплатить за нестандартный пакет. Западные операторы не заключают с отелями контракты с жесткими предоплатами на весь сезон (разве что на какие-то очень эксклюзивные отели). В то же время, российские компании много лет вынуждены были это делать, например, в Хорватии. И лишь в этом году, благодаря кризису, смогли добиться у хотельеров уступок. Эдуард Кузнецов подчеркнул, что, по его мнению, кризис еще отнюдь не закончился, и его последствия еще долго будут ощущаться операторами. (Юлия Батырь, RATA-news).

О других выступлениях на конференции читайте в следующих номерах газеты.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно